Вторник, 21.11.2017
Уплотнение застройки
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Уплотнение застройки

 

По состоянию на  1 декабря 2014 г.

 

Застройка регулируется градостроительными, санитарными, противопожарными, экологическими и иными нормами.

 

Основные нормативные правовые акты:

а) Генеральный план г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты. Утв. Указом Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 г. № 165. Два раздела Генплана – Основные положения градостроительного развития г. Минска и Система регламентов являются общедоступными документами и размещаются на сайте Мингорисполкома.

б) ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».   

1. Для г. Минска приняты четыре концентрических планировочных пояса в форме зон с дифференцированными параметрами градостроительной ценности городских земель и интенсивности их использования, которые должны повышаться от четвертого к первому поясу города. Планировочная зона первого пояса – ядро города ограничивается первым транспортным кольцом; граница второго пояса - центральной зоны проходит по второму транспортному кольцу; граница третьего пояса - срединной зоны - по Минской кольцевой автомобильной дороге (далее - МКАД), граница четвертого территориального пояса - периферийной зоны - по границе перспективной городской черты. В составе срединной планировочной зоны выделяется внешний пояс - переходная подзона, характеризующаяся параметрами срединной зоны по характеру освоения жилых территорий (п. 2.3 гл. 1 Генерального плана г. Минска).

2. Пунктом 3.5 главы 1 Генерального плана г. Минска установлены зоны особого архитектурно-пространственного регулирования в 100-метровых полосах от красных линий по просп. Независимости от ул. Козлова до ул. Филимонова, а также в зоне городского ядра в границах - ул. Козлова, ул. Зм.Бядули, ул. Первомайской, ул. Ульяновской, ул. Бобруйской, ул. К.Цеткин, ул. Романовская Слобода, ул. Мельникайте, ул. Киселева, ул. Красной.

Объекты, имеющие статус историко-культурной ценности, подлежат охране в соответствии с разд. 10 «Охрана недвижимых историко-культурных ценностей» ТКП 45-3.01-116-2008. Для охраны выделяются зоны их охраны, зоны регулируемой застройки, охраны природного окружения, охраны культурного слоя (п. 10.1). Необходимо выяснить, выделены ли такие зоны и установлены ли их границы. Если не выделены, то обращаться в прокуратуру. Ограничения при размещении объектов на территории историко-культурной ценности, в охранной зоне и зоне регулирования застройки установлены в п. 10.2 ТКП 45-3.01-116-2008.

3. Согласно п. 6.1.3 ТКП 45-3.01-116-2008 и п. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска в зоне жилой многоквартирной застройки (жилые кварталы) располагаются: многоквартирная жилая застройка и объекты общественного социально-гарантированного обслуживания (д/с, школы, объекты повседневного обслуживания, зеленые насаждения общего пользования, гаражи-стоянки, улицы-проезды).

Размещение новых объектов влияет на параметры застройки и использования. Например, размещение жилого дома влияет на интенсивность градостроительного освоения; показатели застроенности и озелененности; параметры социального и экологического стандартов в микрорайоне. Некоторые из вышеуказанных параметров содержатся в п. 7.4 «Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания» ТКП 45-3.01-116.

Нормативы озелененности территорий населенных пунктов приведены в п. 9.2 «Озелененные территории населенных пунктов» ТКП 45-3.01-116.

4. Согласно табл. 2.2.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска на 1-го проживающего в жилом доме требуется 13 кв. м. придомовой территории, из них 9 кв. м. на 1-го проживающего должно быть озелененной территории (табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116-2008). Придомовая территория – земельный участок, предназначенный для строительства и обслуживания жилого дома. Придомовая территория включает: 1) часть земельного участка, занятую строением дома и 2) часть земельного участка, необходимую для его эксплуатации, в том числе для размещения элементов озеленения и благоустройства (проезды, парковки, детские игровые, физкультурные и хозяйственные площадки, зоны тихого отдыха взрослых).

Численность проживающих в жилых домах можно определить:

а) по данным регистрационного учета РКЦ ЖРЭО – самый точный метод.

б) исходя из общей площади квартир жилого дома и обеспеченности населения общей площадью в данном населенном пункте (по данным статистики за прошлый год).

Расчетная численность проживающих в новостройках определяется с учетом основных технико-экономические показателей Генерального плана г. Минска, которые  предусматривают достижение средней обеспеченности населения общей площадью – 24 кв.м. к 2015 г. и 31 кв. м. – к 2030 г. 

Так же и существующие и проектируемые административные здания должны иметь придомовую территорию (стоянки, проезды).

Указанные выше требования должны соблюдаться не только для новостройки, но и для существующих жилых домов. Будут соблюдаться или возникнут т.н. «стесненные условия» (по сути – резервация) на всей прилегающей к строительству дома территории?

5. Существующие и проектируемые жилые и административные здания, а также встроенные административные помещения должны иметь стоянки и парковки для обслуживания данных объектов. Проектирование сооружений, зданий и устройств для хранения и обслуживания транспортных средств регламентирует п. 11.6 «Сооружения, здания и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств» ТКП 45-3.01-116, который определяет вместимость и размещение парковок и стоянок. 

Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки следует предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, с учетом требований ТКП 45-3.02-25 и ТКП 45-3.03-227. Их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам. Допускается учитывать в качестве мест хранения автомобилей места на парковках, на которых обеспечивают условия для хранения автомобилей согласно Указа Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589.

Согласно п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 «Вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов. При отсутствии расчетов следует ориентироваться на показатели, приведенные в приложении В».

Расчет вместимости автомобильных парковок для обслуживания нежилых объектов осуществляется по Приложению В к ТКП 45-3.01-116 (с учетом изменения № 2). Значения показателей приведены при уровне автомобилизации до 300 легковых автомобилей на 1000 жителей, т.е. надо учитывать «коэффициент столичности».

Согласно п. 11.1.3 ТКП 45-3.01-116 уровень автомобилизации населения следует устанавливать расчетом для конкретного поселения на основе статистических данных с учетом его социальных, экономических, географических и других функциональных особенностей. Для предварительных расчетов уровень автомобилизации населения следует принимать в пределах следующих значений (легковых автомобилей на 1000 чел.):

в г. Минске и крупных городах  – не менее 350;

в больших и средних городах – не менее 300;

в малых городских и сельских поселениях – не менее 250.

6. Пешеходная доступность автомобильных стоянок принимается по таблице 11.4 ТКП 45-3.01-116.

Максимальную дальность пешеходного подхода к автомобильным парковкам от объектов различного назначения следует принимать в соответствии с таблицей 11.6 ТКП 45-3.01-116. Требуемое для объекта количество парковочных мест, установленное расчетом, должно быть расположено, как правило, в пределах участка, отведенного под застройку данного объекта (п. 11.6.18 ТКП 45-3.01-116).

Автомобильные стоянки и автомобильные парковки вместимостью более 300 машино-мест следует размещать вне кварталов, микрорайонов жилой застройки в специально выделяемых, обособленных коммунальных зонах жилых районов, на территориях коммунально-складской и промышленной застройки поселений (п. 11.6.5 ТКП 45-3.01-116).

При строительстве объектов социально-культурного назначения автомобильные парковки и подъезды к ним должны размещаться вне дворовых территорий жилых домов (п. 11.6.5 ТКП 45-3.01-116-2008).

Согласно Примечания 1 к табл. 11.5 ТКП 45-3.01-116 подъезды к отдельно стоящим автомобильным стоянкам и парковкам вместимостью более 50 машино-мест должны быть удалены от окон жилых зданий, рабочих помещений общественных зданий, от границ участков школ, детских дошкольных и лечебных учреждений не менее чем на 10 м.

Должны соблюдаться градостроительные и санитарные нормы по минимальному расстоянию от автомобильных парковок до объектов застройки (жилые здания, площадки для отдыха, занятий спортом, детские площадки)

Минимальное расстояние от стен многоуровневых автостоянок и границ участков открытых одноуровневых автомобильных стоянок для хранения автотранспорта до жилых и общественных зданий, а также до границ участков размещения отдельных объектов следует принимать не менее приведенного в табл. 11.5 ТКП 45-3.01-116

Минимальное расстояние от автомобильной парковки до жилых, общественных зданий, границ участков размещения отдельных объектов следует принимать в соответствии с табл. 11.7 ТКП 45-3.01-116.

Ограничения по размещению автомобильных стоянок и парковок содержатся в подп. 16.3 п. 16, п.п. 17-21, табл. 1 и 2 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.05.2014 г. № 35.

7. В существующей застройке при ремонте, реконструкции или реставрации расстояние от окон жилых зданий до площадок для хозяйственных целей следует принимать в соответствии с ТКП 45-1.04-206 (5.7)

Минимальное расстояние (санитарный разрыв) от контейнерных площадок для сбора твердых отходов до различных объектов установлены в п. 17 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов».

8. Проезды должны быть выполнены согласно требований ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» (с учетом изменений № 1-2), в т.ч. п. 5.3.9 и п. 5.3.12:

«5.3.9 В жилых образованиях многоквартирной застройки к учреждениям торговли, объектам административно-делового, культурно-бытового назначения и т. п. следует устраивать проезды категории П2. К отдельно стоящим одно-, двухсекционным жилым зданиям, объектам культурно-бытового и гражданского назначения допускается устройство проездов категории П1. Как правило, проезды должны иметь два выхода на уличную сеть. Протяженность тупиковых проездов должна быть не более 150 м.»

«5.3.12 При проектировании местных проездов и пешеходных путей следует предусматривать возможность проезда по ним специальных транспортных средств (пожарных, милиции, обслуживающих транспортных средств и т. п.) к жилым и общественным зданиям. Проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки для крупных и крупнейших городов следует предусматривать кольцевыми для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта. Расстояние от края проездов и пешеходных путей до стены здания, как правило, следует принимать от 5 до 8 м — для зданий высотой до девяти этажей и от 8 до 10 м — для зданий высотой девять этажей и более. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

Проезды или полосы следует предусматривать с двух продольных сторон многосекционных зданий и со всех сторон односекционных многоэтажных зданий.»

Радиус разворота возле углов зданий – в табл. 6.1 ТКП 45-3.03-227.

9. Если проектируется в центре дворовой территории учреждение либо предприятие обслуживания (учреждения воспитания и образования, учреждения здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, предприятия бытового и коммунального обслуживания), то для соблюдения всех градостроительных, санитарных, противопожарных норм следует учитывать рекомендуемые размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания в зависимости от вместимости и пропускной способности (мощности) объекта, которые указаны в Приложении А к ТКП 45-3.01-116-2008.

На земельных участках дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений здравоохранения необходимо предусматривать к зданиям подъезды и проезды с твердым покрытием, обеспечивающие доступ пожарных машин и подразделений и возможность объезда вокруг здания (Примечание 1 Приложения А к ТКП 45-3.01-116-2008).

10. При строительстве «паркингов», автостоянок и т.д. следует обратить внимание на Приложение Г к ТКП 45-3.01-116-2008, где указаны рекомендуемые размеры земельных участков для хранения и технического обслуживания транспортных средств. Рекомендуется изучить ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей» с внесенными изменениями.

 

Copyright MyCorp © 2017