ТКП 45-3.01-116-2008
«Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»
7.4.1 Социально-гарантированное обслуживание
осуществляется за счет комплекса объектов
и услуг, способствующих реализации права населения на полноценную среду
жизнедеятельности. Необходимый уровень социально-гарантированного обслуживания
обеспечивается учреждениями воспитания, образования, социального обеспечения и
медицинского обслуживания, спортивными сооружениями, предприятиями торговли и
общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, связи и
кредитно-финансовыми учреждениями всех форм собственности.
7.4.2 Учреждения и предприятия социально-гарантированного
обслуживания следует размещать на территориях, приближенных к местам жительства
и работы основной массы населения, в составе общественных центров и в увязке с
системой общественного пассажирского транспорта, соблюдая пределы транспортной
доступности для объектов обслуживания и их комплексов:
— повседневного — не более 30 мин;
— периодического — то же 1 ч;
— эпизодического — "
2 ч.
7.4.3 Учреждения воспитания и образования должны
обеспечивать социально-гарантированную потребность населения в получении
образования, трудового, эстетического и физического воспитания, оздоровления
детей, формировать единую планировочную систему и включать:
— детские дошкольные и общеобразовательные учреждения
(детские ясли, сады, начальные, базовые школы, учебно-педагогические
комплексы);
— общеобразовательные
учреждения общего среднего образования (школы, лицеи, гимназии и др.);
— детские внешкольные учреждения (центры детского
творчества, технического творчества, экологические, юннатско-биологические
центры, детско-юношеские спортивные школы, детские школы искусств, музыкальные,
художественные, хореографические школы и др.);
— физкультурно-оздоровительные центры;
— молодежные культурно-досуговые центры.
7.4.4 Вместимость детских дошкольных учреждений следует
устанавливать в зависимости от демографической структуры населения, принимая
расчетный уровень обеспеченности дошкольными учреждениями детей в возрасте: до
3 лет — 50 %; св. 3 до 6 лет — 85 %. Вместимость общеобразовательных
школ следует определять с учетом охвата детей: 100 % —
общеобразовательными учреждениями и 75 % — общего среднего образования.
Вместимость внешкольных учреждений следует принимать не более 10 % от
общего количества школьников. Не рекомендуется проектировать школы вместимостью
более 1500 мест.
7.4.5 В городских поселениях радиус обслуживания детских
дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м,
базовых школ — до 800 м. При условии подвоза учащихся в школу и при
соответствующих педагогическом и санитарно-гигиеническом обоснованиях
допускается увеличение радиуса обслуживания начальных и базовых школ.
В сельских населенных пунктах размещение учреждений
воспитания и образования должно обеспечивать 30-минутную транспортную доступность.
Пространственная доступность лицеев и гимназий, а также
лицейских и гимназических классов не регламентируется.
7.4.6 Специализированные дошкольные
учреждения, лицеи и гимназии, внешкольные учреждения рекомендуется размещать в
центральной и срединной зонах г. Минска, крупных, больших городов,
а также в районах концентрации жилищного фонда высокой плотности. В малых
городах, районных центрах вместимость учреждений общего среднего образования
допускается, при обосновании, увеличивать за счет учащихся из сельских
населенных пунктов прилегающих территорий.
7.4.7 Учреждения здравоохранения и социального обеспечения,
находящиеся в государственной собственности, являются основным видом
социально-гарантированного обслуживания, обеспечивающим реализацию прав
граждан на бесплатную медицинскую помощь. Размещение учреждений здравоохранения
в поселениях следует выполнять с учетом значимости учреждений (межселенные
общегородские, городских районов, местные), возможности организации
специализированных центров, наличия транспортных связей.
7.4.8 Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений следует
определять исходя из числа посещений в смену на 1000 чел., для:
— городов —
23;
— районных территориальных объединений — 24;
— межрайонных территориальных объединений — 26;
— областных центров —
27.
В сельских населенных пунктах фельдшерско-акушерские пункты
следует размещать при обслуживании не менее 500 жителей, сельские врачебные
амбулатории — не менее 1200 жителей.
Примечание — Состав и
требования к размещению учреждений социального обеспечения (дома-интернаты для
взрослых и детей, реабилитационные центры и др.) определяются в задании на
проектирование.
7.4.9 Число аптек, аптечных киосков определяется
на основе особенностей планировочной структуры городских поселений. В каждом
квартале, микрорайоне должно быть размещено не менее одного объекта.
7.4.10 Станции скорой и неотложной медицинской помощи следует
размещать в областных центрах при больницах скорой медицинской помощи, в
остальных городских поселениях — отделения скорой и неотложной медицинской
помощи при многопрофильных больницах общего типа,
в сельских поселениях — пункты скорой и неотложной медицинской помощи при
сельских больницах. Вместимость станций скорой и неотложной медицинской помощи
может рассчитываться исходя из одного автомобиля, но не менее двух на одну
станцию.
7.4.11 Радиус обслуживания
населения учреждениями здравоохранения, размещаемыми в жилой застройке,
следует принимать не более, м, для:
— амбулаторно-поликлинических учреждений — 1000;
— аптек и аптечных пунктов — 500;
— станций (подстанций) скорой
медицинской помощи — 20 мин на
спецтранспорте.
7.4.12 При формировании сети стационарных лечебных
учреждений следует определять вместимость исходя из расчета числа коек на 1000
жителей, для:
— районных
территориальных медицинских объединений —
от 8,5 до 9;
— межрайонных
территориальных объединений —
св. 9 " 10;
— городов —
"
10 " 11;
— поселений, в которых размещаются учреждения областного значения —
от 15 " 17;
— поселений, в которых размещаются учреждения республиканского значения —
"
16 " 18.
При расчете потребности в стационарных
лечебных учреждениях следует учитывать особые условия их функционирования,
принимая коэффициент увеличения нормативных значений числа коек на 1000 жителей
следующих поселений, расположенных:
— на основных
осях транзитных пассажиропотоков и в районах с туристско-рекреационными функциями — от 0,5 до 1;
— в районах, в
которых проходит реабилитационное лечение населения, проживающего на загрязненных территориях —
" 1 " 2.
7.4.13 Комплексы физкультурно-оздоровительных сооружений
следует предусматривать в каждом поселении. Число и состав комплексов должны
определяться в зависимости от размеров и количества структурно-планировочных
элементов поселений с учетом их межселенных функций.
7.4.14 Для физкультурно-оздоровительных занятий
населения в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные
площадки из расчета от 0,7 до 0,9 га на 1000 жителей
и от 70 до 80 м2 площади пола помещений на 1000 жителей, с
радиусом доступности от 500 до 800 м. Для
г. Минска и крупных городов этот показатель принимается из расчета от 0,05
до 0,1 га на 1000 жителей и 45 м2 площади пола помещений
на 1000 жителей.
При расчете потребности в спортивных залах общего
пользования следует принимать от 60 до 80 м2 площади пола на 1000 жителей, крытых бассейнов —
от 20 до 25 м2 площади водного зеркала
на 1000 жителей. В поселениях с числом жителей от 2000 до 5000
следует предусматривать один спортивный зал площадью 540 м2.
Доступность физкультурно-оздоровительных сооружений городского значения не
должна превышать 30 мин.
7.4.15 Учреждения культуры и искусства следует размещать в
общественных центрах поселений
и крупных районов с учетом их функциональной значимости и роли в формировании
эстетического облика среды жизнедеятельности. Вместимость учреждений культуры и
искусства в поселениях следует принимать из расчета на 1000 жителей населения,
для:
— клубных учреждений, мест в зрительном
зале:
40 —
в зрительном зале в городских поселениях;
от 25 до 100 — в сельских поселениях;
— библиотечных учреждений — от 4000 до 6000 единиц
хранения;
— краеведческих музеев — от 4 до 5 м2
площади помещений, предназначенных для экспозиции;
— танцевальных залов (дискотек) — 10 м2 площади пола;
— кинотеатров и видеозалов — от 20 до 50 мест в зрительном зале.
7.4.16 Сеть предприятий торговли и общественного питания
следует формировать на основе многопрофильных объектов межселенного и
общегородского значения (с развитой базой для функционирования мобильных форм
обслуживания населения малых сельских поселений), специализированных и
универсальных объектов общественных центров городских районов, микрорайонов
жилой застройки, комплексных и единичных предприятий повседневного спроса.
Формирование
сети объектов этого вида обслуживания должно быть направлено на создание
условий, обеспечивающих комплексность и возможность кооперации с другими
видами обслуживания. Пространственная доступность объектов первичного
значения: при многоэтажной жилой застройке — 500 м, при малоэтажной — 800 м.
7.4.17 Расчет вместимости предприятий торговли и общественного
питания в городских поселениях следует выполнять в пределах социальных
стандартов на основании таблицы 7.2.
Таблица 7.2
Наименование
предприятий
|
Единица
измерения
|
Расчетные
показатели на 1000 жителей
|
г. Минска,
областных
центров
|
межрайонных
центров
|
районных
центров
|
прочих
городских
поселений
|
Магазины,
в т. ч.
|
м2 торговой площади
|
270/100
|
250/60
|
220/50
|
250/35
|
продовольственные
|
110/20
|
100/10
|
90/10
|
95/7
|
непродовольственные
|
160/80
|
150/50
|
130/40
|
155/28
|
Рынки
|
торговое место
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Предприятия
общественного питания
|
посадочное место
|
40/15
|
31/6
|
29/4
|
29/4
|
Примечания 1 В числителе приведены значения для собственного населения городского поселения,
в знаменателе — для населения соответствующей зоны тяготения. 2 В сельской местности расчет торговой площади должен производиться исходя из
расчета от 230 до 720 м2 на 1000 жителей в зависимости от численности населения поселений или их групп с учетом особенностей
расселения. 3 Для г. Минска возможно изменение норматива при соответствующем обосновании.
|
7.4.18 При организации
сети предприятий бытового и коммунального обслуживания следует
учитывать: — структуру и объемы спроса на услуги;
— необходимость обеспечения пространственной и социальной
доступности основных видов
услуг для всех групп населения, включая граждан социально незащищенных слоев; — развитие мобильных форм обслуживания.
7.4.19 На территории жилой застройки следует размещать объекты
первичного пользования: приемные пункты, мастерские по ремонту обуви,
парикмахерские, бани, жилищно-эксплуатационные службы. Доступность этих
объектов не должна превышать в многоэтажной жилой застройке 500 м,
в малоэтажной — 800 м. Продолжение п. 7.4 ТКП 45-3.01-116
|