Пятница, 28.07.2017
Уплотнение застройки
Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

По состоянию на 1 декабря 2014 г.

 

1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ, ПРЕДПРОЕКТНАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

1.1 Градостроительная документация

 

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной деятельности) градостроительный проект (градостроительная документация) – система взаимоувязанных проектных документов, в том числе планов зонирования территорий, определяющая направления и условия градостроительного развития и использования территорий.

Уровни и виды градостроительного планирования территорий регламентируются ст. 40 Закона об архитектурной деятельности.

Виды градостроительных проектов специального планирования указаны в ст. 41 Закона об архитектурной деятельности.

 

1.2 Проект детального планирования

 

«Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности» (подп. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»).

Проект детального планирования (далее – ПДП) является градостроительным проектом. Согласно п. 1 ст. 44 Закона об архитектурной деятельности градостроительными проектами детального планирования являются детальные планы:

частей населенных пунктов (территориальных зон, кварталов, микрорайонов, улиц, территорий предполагаемой инвестиционной деятельности);

иных территорий и групп объектов.

Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, утвержденные ПДП являются основанием для выдачи разрешительной документации без предварительного согласования места размещения земельного участка (п. 3 ст. 44 Закона об архитектурной деятельности).

Согласно п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной деятельности в соответствии с регламентами градостроительного развития и использования территорий, установленными в генеральных планах, в ПДП определяются:

красные линии и линии регулирования застройки;

территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;

размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;

градостроительные требования к застройке территорий;

параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий;

иные параметры и требования к территориям и их застройке.

Требования к составу, содержанию, порядку разработки, согласования и общественного обсуждения градостроительных проектов детального планирования частей городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, а также жилых, общественных, производственных, ландшафтно-рекреационных и других территорий, в том числе расположенных за пределами населенных пунктов установлены ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки».

Согласно п. 2 ст. 2 Закона об архитектурной деятельности и п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476 государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации (в т.ч. и ПДП), утвержденной в установленном порядке.

 

1.3 Предпроектная (предынвестиционная) документация

 

Архитектурная и строительная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в две стадии: предынвестиционная и инвестиционная.

Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с СТБ 2331 к первому - четвертому классам сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам) заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование. Предпроектная (предынвестиционная) документация на капитальный ремонт и благоустройство объектов строительства первого – четвертого классов сложности, возведение, реконструкцию, капитальный ремонт, реставрацию и благоустройство объектов строительства пятого класса сложности, возведение объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам разрабатывается и утверждается заказчиками, застройщиками в форме задания на проектирование.

Порядок разработки, утверждения, а также состав предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства установлен ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки».

 

1.4 Проектная документация

 

Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством (п. 1 ст. 51 Закона об архитектурной деятельности).

Состав и содержание проектной документации на возведение, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт и реставрацию объектов строительства устанавливает ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание».

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 51 Закона об архитектурной деятельности и абз. 3 п. 30 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476:

- архитектурный проект объекта разрабатывается на основе утвержденных градостроительных проектов (в т.ч. и ПДП), т.е. запрещено размещать объекты, которые отсутствуют в утвержденном ПДП;

- строительный проект объекта разрабатывается на основе утвержденных градостроительного (в т.ч. и ПДП) и архитектурного проектов (в т.ч. и архитектурных проектов застройки территории), т.е. запрещено размещать объекты, которые отсутствуют в утвержденном ПДП и архитектурном проекте застройки территории (при его наличии).

 

1.5 Проект застройки территории (квартала)

 

Решением об утверждении ПДП утверждается и застройщик, которому поручается реализовывать ПДП. Обычно это – УКС р-на г. Минска. В целях реализации ПДП он (либо по его заказу проектная организация) разрабатывает проект застройки территории на отдельные кварталы в пределах ПДП.

В п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» дается определение терминов «проект застройки» и «архитектурный проект застройки»:

«3.10 проект застройки: Вид проектной документации, предназначенной для строительной реализации комплексного освоения территории новых или реконструируемых микрорайонов, кварталов жилой застройки, промышленных предприятий, других градостроительных, ландшафтных комплексов, ансамблей на основе разработанной и утвержденной градостроительной документации.

Примечание – Проект застройки разрабатывается в две стадии:

1 архитектурный проект: содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта;

2 строительный проект: содержит проектные решения по инженерно-технической и транспортной инфраструктуре, вертикальной планировке территории.

Архитектурный проект застройки территории на генеральном плане указывает конкретное размещение и характеристики не только зданий, но и элементов их придомовой территории.

Существуют отдельные архитектурные проекты застройки территории, разработанные и без наличия утвержденного ПДП на данную территорию.

 

2. РЕГЛАМЕНТЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА

 

Регламенты Генерального плана города устанавливают нормы и правила застройки и использования зон и участков.

Регламенты установлены для четырех основных видов функциональных зон города – жилых (Ж), производственных (П), общественных (О) и ландшафтно-рекреационных (ЛР). Застраиваемые территории: «Ж», «П», «О», а «ЛР» – относится к незастраиваемым территориям.

Разрешенный вид застройки устанавливается через отнесение всех видов зданий и сооружений к «приоритетным» или «дополнительным» при размещении для рассматриваемой функциональной зоны и определении для каждого типа зданий и сооружений одного из трех режимов: основное – «О», возможное при определенных условиях – «В» и запрещенное – «З».

Регламенты влияют на формы освоения зон и участков, а также на возможность и порядок осуществления архитектурно-градостроительной деятельности по конкретному объекту строительства. Режим «основное» размещение позволяет принимать решение по размещению объекта в общем порядке. Режим «возможное» требует дополнительных обоснований и специального разрешения.

Функциональное зонирование города определяет разрешенный вид застройки для каждой зоны. Изучение регламентов Системы регламентов Генерального плана позволяет определить, разрешено размещение определенного вида объекта в конкретном типе зоны. Например, можно ли размещать кладбище в жилой зоне? Если вид объекта строительства, указанного в заявке на строительство, запрещен для размещения в конкретной зоне (режим «З»), разрешение на проектно-изыскательские работы не выдается. Однако, не все так просто. Наименование многих объектов – это наиболее распространенный элемент множества. Например, в жилой зоне допускается размещение больниц. А как насчет размещения в центре дворовой территории наркологического диспансера со стационаром? Далее, в какой-то зоне запрещено размещать склады, но можно ведь попробовать «влепить» загадочный «магазин-склад». И т.д.

Регламенты содержат систему параметров застройки и использования в зависимости от местоположения в планировочной структуре:

1 - соотношение видов застройки и использования;

2 - интенсивность градостроительного освоения;

3 - показатели застроенности и озелененности;

4 - физические параметры объектов застройки;

5 - параметры инженерно-транспортного и ресурсного обеспечения;

6 - параметры социального, экологического, технического стандартов.

Размещение новых объектов влияет на вышеуказанные параметры застройки и использования. Например, размещение жилого дома влияет на интенсивность градостроительного освоения; показатели застроенности и озелененности; параметры социального и экологического стандартов в микрорайоне.

Некоторые из вышеуказанных параметров содержатся в п. 7.4 «Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания» ТКП 45-3.01-116. Нормативы озелененности территорий населенных пунктов приведены в п. 9.2 «Озелененные территории населенных пунктов» ТКП 45-3.01-116

Показатели градостроительного освоения, застроенности и озелененности, соотношение различных видов застройки, стандартов жилой среды регламентируется Системой регламентов Генерального плана г. Минска. Так, показатели интенсивности градостроительного освоения в жилой застройке указаны в табл. 2.2.1, соотношение различных видов застройки в жилых зонах указаны  в табл. 2.2.2, параметры застроенности и озелененности жилых территорий устанавливается в соответствии с табл. 2.2.3, показатели стандарта жилой среды приводятся – в п. 2.2.2.4 и табл. 2.2.4.

Не выйдут ли после размещения объекта вышеуказанные параметры за нормируемые границы?

Согласно п. 6.1.3 ТКП 45-3.01-116-2008 и п. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска в зоне жилой многоквартирной застройки (жилые кварталы) располагаются: многоквартирная жилая застройка и объекты общественного социально-гарантированного обслуживания (д/с, школы, объекты повседневного обслуживания, зеленые насаждения общего пользования, гаражи-стоянки, улицы-проезды). А причем тут «бизнес-центр» на месте заброшенного детского сада?

Размещение некоторых объектов в определенных зонах допускается только в случае, если их строительство предусмотрено на стадии градостроительного планирования «Детальный план». Так, строительство гаражей-стоянок в жилых зонах возможно только по градостроительному обоснованию, разработанному в составе Детального плана (подп. 11.1 п. 11 табл. 2.2.7 Системы регламентов Генерального плана г. Минска). Соответственно, если ПДП на данную территорию отсутствует либо не предусматривает размещение объекта «гараж-стоянка» в жилой зоне данного квартала (соответственно, отсутствует в ПДП и градостроительное обоснование размещения объекта «гараж-стоянка» в жилой зоне), то строительство гаража-стоянки в жилой зоне будет нарушением требований градостроительных регламентов Генерального плана г. Минска. Согласно Положений о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667, несоответствие объекта строительства градостроительным регламентам является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Согласно п. 3.1.4 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»: «гараж-стоянка (автомобильная стоянка): Место стоянки автомобилей, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение, предназначенное для хранения автомобилей.  Примечание – В скобках приведено наименование термина в целях совместимости с терминологией, примененной в Указе Президента Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 589».

 

3. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫМИ СОЦИАЛЬНО-ГАРАНТИРОВАННЫМИ ОБЪЕКТАМИ ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116).

Обеспеченность учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания регламентирует Постановление Совета Министров Республики Беларусь 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики», а также п. 7.4 «Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания» ТКП 45-3.01-116. В частности, радиус обслуживания (зона обслуживания):

- детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов в городских поселениях – до 500 м. (п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116);

- базовых школ в городских поселениях – до 800 м. (п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116);

- амбулаторно-поликлинических учреждений – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116);

- отделений связи и филиалов отделений банков в жилой многоэтажной и среднеэтажной застройке – 500 м, малоэтажной – 800 м. (п. 7.4.22 ТКП 45-3.01-116).

Наполняемость групп и классов установлена в ст. 147 Кодекса об образовании Республики Беларусь. При этом согласно п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска необходимо «Снизить наполняемость групп для детских дошкольных учреждений до 15 человек в группе; для подготовительных классов на базе дошкольных учреждений – до 20 человек; для школ - до 25 человек в классе при односменной работе всех школ, что повысит уровень обслуживания и качество образования».

Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками из расчета на 1000 человек: 30,2 посещений в смену к 2015 г. и 30,3 посещений в смену – к 2030 году.

Расчетное число отделений связи – 1 почтовое отделение на 20-25 тыс. чел. (табл. 7.4 подп. 7.4.21 ТКП 45-3.01-116).

К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска). Соблюдаются ли основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности спортплощадками жителей города (0,3 га/тыс.жит.)?

Изменение функционального использования объектов социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания, которое влечет за собой снижение уровня обслуживания населения, установленного государственными градостроительными нормативами и правилами, не допускается (п. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» в редакции от 14.01.2014 г. (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска) и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

Согласно ч. 3 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72 минимально необходимые объекты социальной инфраструктуры возводятся и принимаются в эксплуатацию в районе (квартале) жилой застройки параллельно со строительством жилых домов. К минимально необходимым объектам социальной инфраструктуры относятся объекты учреждения дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания (аптеки и объекты организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь), объекты почтовой связи, торговли и бытового обслуживания (подп. 1.11 п. 1 Указа № 72).

Текущая средняя обеспеченность населения г. Минска общей площадью жилых помещений – около 21 кв.м./чел. Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают достижение средней обеспеченности населения общей площадью – 24 кв.м. к 2015 г. и 31 кв. м. – к 2030 г.

  

4. АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТОЯНКИ И ПАРКОВКИ

 

4.1 Автомобильные стоянки

 

Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589 под автомобильной стоянкой понимается место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими.

Вместимость и размещение автомобильных стоянок регламентирует п. 11.6  «Сооружения, здания и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств» ТКП 45-3.01-116.

Согласно подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, причем их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.

Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью (т.е. на квартиру), или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень. Соответственно, обеспеченность стоянками (паркингами, гаражами) необходимо принимать из расчета 1 м/место на 1 квартиру.

 

 4.2 Автомобильные парковки

 

Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 589 под автомобильной парковкой понимается место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы и дороги населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованный в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими.

Вместимость и размещение автомобильных парковок регламентирует п. 11.6  «Сооружения, здания и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств» ТКП 45-3.01-116.

Согласно подп. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов, а при отсутствии расчетов следует ориентироваться на показатели, приведенные в Приложении В. Соответственно, в Приложении В «Ориентировочный расчет вместимости автомобильных парковок» ТКП 45-3.01-116 приводится методика расчета парковок для объектов административно-делового назначения, науки и учебно-образовательного назначения, промышленно-производственного назначения, торгово-бытового и коммунального назначения, лечебных учреждений, спортивно-оздоровительные объектов, объектов транспортного обслуживания. 

При этом «Не взимается плата за парковку на автомобильных парковках, расположенных на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами» (п. 4 Указа № 589).

Для районов новой жилой застройки во всех зонах города обеспеченность местами хранения автомобилей (автостоянками) следует принимать исходя из расчетного уровня автомобилизации, в том числе не менее 25 % – на парковках у жилых зданий (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116). Соответственно, обеспеченность парковками у жилых зданий необходимо принимать из расчета (1 м/место на 1 квартиру) х 25%, т.е. 25 м/мест на 100 квартир.

Таким образом, жилые здания должны быть обеспечены автомобильными стоянками и автомобильными парковками. Нежилые объекты должны быть обеспечены автомобильными парковками.

 

4.3 Размещение автомобильных стоянок и парковок

 

Пешеходная доступность автомобильных стоянок принимается по таблице 11.4 ТКП 45-3.01-116.

Минимальное расстояние от стен многоуровневых автостоянок и границ участков открытых одноуровневых автомобильных стоянок для хранения автотранспорта до жилых и общественных зданий, а также до границ участков размещения отдельных объектов следует принимать не менее приведенного в табл. 11.5 ТКП 45-3.01-116

Максимальную дальность пешеходного подхода к автомобильным парковкам от объектов различного назначения следует принимать в соответствии с таблицей 11.6 ТКП 45-3.01-116.

Минимальное расстояние от автомобильной парковки до жилых, общественных зданий, границ участков размещения отдельных объектов следует принимать в соответствии с табл. 11.7 ТКП 45-3.01-116.

При размещении автомобильных стоянок и автомобильных парковок следует учитывать требования п. 11.6.5 и Примечания 1 к табл. 11.5  ТКП 45-3.01-116).

Ограничения по размещению автомобильных стоянок и парковок содержатся в подп. 16.3 п. 16, п.п. 17-21, табл. 1 и 2 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.05.2014 г. № 35.

 

5. ПРОЕЗДЫ

 

Проезды должны быть выполнены согласно требований ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования», в т.ч. п. 5.3.9 и п. 5.3.12.


Copyright MyCorp © 2017