По
состоянию на 1.11.2012 г.
ГЛАВА
2. САНИТАРНЫЕ НОРМЫ
2.1 Продолжительность инсоляции
Воздействие солнечного
света характеризуется такими его свойствами, как бактерицидное, психоэмоциональное,
физиологическое, тепловое. Инсоляция и естественная освещенность относятся к
показателям обеспечения гигиенически комфортных условий проживания и
производственной деятельности человека и одним из компонентов ее комплексной
оценки.
Во многих странах
существуют нормативы инсоляции жилых помещений: минимальной продолжительности
инсоляции (актуален для северных регионов) и максимальной продолжительности
инсоляции (солнцезащита) (актуален для южных регионов). В СССР в основу
нормативных требований по инсоляции, разработанных в конце 1950-х – начале
1960-х годов ХХ века, были положены
научные исследования по оценке бактерицидной эффективности солнечного
излучения. Нормативы инсоляции были введены как мера борьбы с рахитом и
средство профилактики инфекционных заболеваний (в т. ч. и туберкулеза):
условия проживания в квартире считались эпидемиологически безопасными, если она
непрерывно инсолировалась не менее 3-х часов в сутки в период с
22 марта по 22 сентября.
Закономерно
предположить, что норматив минимальной продолжительности инсоляции должен быть
один для любых жилых помещений независимо от градостроительных условий
застройки. Однако, это не так. В 1982 г. «в связи с бурным развитием городов и
ростом городского населения СССР и на основании гигиенических исследований,
выполненных в научно-исследовательских институтах гигиены» общая норма
непрерывной инсоляции для центральной зоны была уменьшена до 2,5 часов, а также
появились «исключения» из общей нормы: в «особых» градостроительных
условиях допускалась однократная прерывистость минимальной продолжительности
инсоляции, а также возможность сокращения минимальной продолжительности
инсоляции на 0,5 часа (Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых
и общественных зданий и территорий жилой застройки № 2605-82).
В Республике Беларусь
нормативы инсоляции при проектировании территории застройки в населенных
пунктах, строительстве и реконструкции
жилых, общественных зданий, а также их эксплуатации установлены Санитарным
правилам и нормам «Гигиенические требования обеспечения инсоляцией жилых и
общественных зданий и территорий жилой застройки», утв. Постановлением
Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28 апреля 2008 г. № 80 (далее
– СанПиН № 80), а также градостроительными нормами ТКП 45-3.01-116-2008
«Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
Оптимальная
эффективность инсоляции (ее общеоздоровительное, психофизиологическое, бактерицидное
и тепловое воздействия) достигается при обеспечении ежедневного непрерывного
2-3-х часового облучения прямыми солнечными лучами помещений жилых и
общественных зданий, территорий жилой застройки (п. 10 СанПиН № 80).
Инсоляция нормируется
для весенне-осеннего периода года, с учетом светоклиматических особенностей и характера
застройки (п. 11 СанПиН № 80). Таким образом, нормирование инсоляции
зависит от такой характеристики, как «характер застройки», что предполагает различный
подход к нормативу инсоляции в зависимости от градостроительных условий.
Общая норма непрерывной
инсоляции для помещений жилых и общественных зданий составляет 2 часа в период
с 22 марта по 22 сентября (п. 13 СанПиН № 80, подп. 13.3.2 ТКП
45-3.01-116-2008). В тех странах, где
установлен норматив минимальной продолжительности инсоляции, различается как
его продолжительность, так и период его нормирования. Так, в Украине
«длительность инсоляции должна составлять для жилых помещений и приравненных к
ним зданий и дворовых территорий не меньше 2,5 часов в день на период с
22 марта до 22 сентября» (п. 4.6 Державні санітарні правила планування та забудови
населених пунктів). А ведь Украина располагается южнее Беларуси и там более
актуальны проблемы солнцезащиты, а не минимальной продолжительности инсоляции.
В некоторых странах минимальная продолжительность инсоляции жилых помещений
составляет 1 час, но не в весенне-осенний период (с 22 марта по 22 сентября), а
– в зимний период (22 декабря), что логично.
В соответствии с п. 14
СанПиН № 80 и подп. 13.3.4 ТКП 45-3.01-116-2008 продолжительность в течение дня
непрерывной инсоляции должна обеспечиваться в жилых домах: в одно-, двух- и
трехкомнатных квартирах – не менее чем в одной жилой комнате; в квартирах с количеством комнат четыре и более
− не менее чем в двух жилых комнатах.
Однако, как исключение
из общей нормы непрерывной инсоляции в 2 часа, в особых случаях допускается
многократная прерывистость, а также сокращение времени инсоляции до 1,5
часа.
1. Прерывистость инсоляции
Прерывистость инсоляции
предусматривает второй абзац подп. 13.3.5 ТКП 45-3.01-116-2008: «В условиях
застройки зданиями 9 этажей и более допускается прерывистость инсоляции жилых и
общественных зданий при условии увеличения суммарной продолжительности
инсоляции в течение дня на 0,5 ч.»
Пункт 14 СанПиН № 80
также допускает прерывистость инсоляции: «В условиях многоэтажной застройки (9-ть
и более этажей) и затесненной застройки, допускается прерывистость
инсоляции жилых и общественных зданий при увеличении суммарной
продолжительности инсоляции в течении дня на 0,5 часа».
Очевидно, что основания
применения данной «нормы-исключения» ТКП 45-3.01-116-2008 и СанПиН № 80
различны: во втором абзаце подп. 13.3.5 ТКП 45-3.01-116 «затесненная
застройка» отсутствует. В Примечании 1 к п. 5 СанПиН № 2605-82 также такое
дополнительное основание применения «нормы-исключения» как «затесненная
застройка» отсутствовало. Благодаря
наличию «и затесненной застройки» происходит расширение
возможности применения «нормы-исключения» из общего правила за счет расширения
особых градостроительных условий, в которых может применяться
«норма-исключение» (добавлен вариант «затесненной застройки» безотносительно
к этажности застройки).
При этом термин «затесненная
застройка»:
- является
неопределенным и многозначным. Если использовать толкование слов «затесненный»
и «застройка» по словарям, то получим, что «затесненная застройка» − это
«плотная застройка», наличие которой можно обосновать практически при любом
«уплотнении» жилой застройки;
- порождает вопрос:
если существующая застройка уже является «затесненной», то о каком новом
строительстве может идти речь в таких условиях? И какой термин следует
использовать для характеристики застройки, которая возникнет после «уплотнения»
такой «затесненной застройки»?
Нормы п. 14 СанПиН № 80
и второго абзаца подп. 13.3.5 ТКП 45-3.01-116 также расширяют возможности
применения «исключений» из общего правила за счет увеличения количества
периодов прерывистости инсоляции. При этом Примечание 1 к п. 5 СанПиН № 2605-82
в качестве исключения из общего требования продолжительности
минимального времени непрерывной инсоляции допускало только одноразовую
прерывистость инсоляции и только для условий многоэтажной застройки (9 и
более этажей).
2. Сокращение времени инсоляции
Сокращение минимальной
продолжительности инсоляции предусматривает первый абзац подп. 13.3.5 ТКП
45-3.01-116: «При реконструкции территорий жилой застройки или размещении
нового строительства в особо сложных градостроительных условиях, обоснованных
заданием на проектирование, а также в жилых домах меридионального типа, где
инсолируются все комнаты квартиры, допускается сокращение продолжительности
инсоляции на 0,5 ч.»
Пункт 15 СанПиН № 80
также допускает сокращение минимальной продолжительности инсоляции: «В жилых
домах меридионального типа, где инсолируются все комнаты квартиры, при
реконструкции жилой застройки или при размещении нового строительства в особо
сложных градостроительных условиях (исторически ценная городская среда, дорогостоящая подготовка территории,
зоны общегородских, районных центров) допускается сокращение продолжительности
инсоляции на 0,5 часа».
Очевидно, что основания
применения данной «нормы-исключения», указанные в ТКП 45-3.01-116 и СанПиН № 80 различны. При
этом данные основания формулируются с помощью неопределенных и многозначных терминов
(«особо сложные градостроительные условия», «исторически ценная
городская среда», «дорогостоящая
подготовка территории»).
Нормы ТКП 45-3.01-116 и
СанПиН № 80 предусматривают три основания применения данной «нормы-исключения»:
1) в жилых домах
меридионального типа, где инсолируются все комнаты квартиры;
2) при реконструкции
жилой застройки;
3) при размещении
нового строительства в особо сложных градостроительных условиях.
Первое основание имеет
более-менее объективное обоснование – «инсолируются все комнаты квартиры», а не
одна (две), как требуется по общей норме.
Рассмотрим два других
основания применения «нормы-исключения».
2.1 Реконструкция жилой застройки
Согласно подп. 5.2.2
ТКП 45-3.01-116 «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий
функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды
жизнедеятельности». Можно ли говорить о «повышении качества среды
жизнедеятельности» при применении «нормы-исключения», предусматривающей
сокращение минимальной продолжительности инсоляции по сравнению с общей нормой?
2.2 Размещение нового строительства
в особо сложных градостроительных условиях
ТКП 45-3.01-116 не
указывает, какие именно градостроительные условия следует относить к «особо
сложным», а только в первом абзаце подп. 13.3.5 предусматривает
необходимость обоснования их наличия в задании на проектирование. Таким
образом, минимальная продолжительность инсоляции в жилых помещениях при
размещении объекта в существующей застройке (новое строительство и реконструкция
объекта) зависит только от способности заказчика («инвестора») обосновать
наличие неопределенных «особо сложных» градостроительных условий в задании
на проектирование (?!). А ведь в задании на проектирование можно «обосновать» много
чего…
Пункт 15 СанПиН № 80 к
«особо сложным» градостроительным условиям относит «исторически ценная
городская среда» и «дорогостоящая
подготовка территории». Данные термины являются неопределенными и многозначными.
Они не могут быть определены сколь-нибудь конкретно, причем – только качественно,
а не количественно. Такие особые градостроительные условия как «дорогостоящая
подготовка территории», могли являться обоснованным основанием для
сокращения продолжительности инсоляции при «общенародной собственности». Однако,
является ли обоснованным применение их в современных условиях, когда
большинство объектов размещается за счет частных, а не государственных средств?
Почему для граждан должны ухудшаться общие нормы продолжительности
инсоляции по той причине, что для частного застройщика «не по карману»
подготовка территории?
А главное – сокращение
минимальной продолжительности инсоляции с 2 часов до 1.5 часа а) при
реконструкции жилой застройки и б) при размещении нового строительства в особо
сложных градостроительных условиях ничем не компенсируется.
Можно констатировать,
что в последние годы наблюдается очевидная тенденция на расширение возможностей
уплотнения существующей жилой застройки за счет сокращения
продолжительности инсоляции: уменьшение общего норматива непрерывной
инсоляции жилых помещений (с 3-х до 2-х часов) и расширение возможности
применения «норм-исключений» из общего норматива за счет расширения оснований
применения «норм-исключений» (особых градостроительных условий, в которых может
применяться «норма-исключение»), а также за счет увеличения допустимого количества
периодов прерывистости инсоляции. Применение «норм-исключений» пп. 14, 15
СанПиН № 80 и подп. 13.3.5 ТКП 45-3.01-116, содержащих неопределенные и
многозначные термины в качестве оснований их применения, позволяет застройщикам
размещать на предоставленных земельных участках объекты с гораздо большим
строительным объемом (этажность и размеры зданий в плане), чем это допустимо по
общей норме.
Допустимо ли создание
условий для облегчения уплотнения существующей застройки за счет права граждан на охрану здоровья и
благоприятную среду обитания?
2.2 Размещение контейнерных площадок для сбора твердых
отходов
Санитарные нормы,
правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию
территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных Постановлением
Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110 (далее –
СанПиН № 110) устанавливают гигиенические требования к содержанию
территорий населенных пунктов и организаций, в том числе к контейнерным
площадкам и емкостям для сбора твердых отходов. В частности, п. 17 СанПиН № 110
определяет минимальное расстояние от контейнерных площадок для сбора твердых отходов
до следующих объектов:
1) окон жилых домов;
2) границ территорий
учреждений образования, организаций здравоохранения и торговых объектов общественного
питания;
3)
физкультурно-оздоровительных сооружений, площадок для игр детей и отдыха
населения.
При этом СанПиН № 110
не устанавливает требования к размещению, проектированию, строительству,
реконструкции объектов. Такие требования содержатся в ТКП 45-3.01-116-2008
«Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». Так,
согласно подп. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116 (в ред. Изменения № 2):
«Расстояния от площадок
для установки мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей
и отдыха взрослых, до границ детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений
и учреждений питания следует принимать не менее 20 м…».
Очевидно несоответствие
п. 17 СанПиН № 110 и подп. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116: в под. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116
отсутствует минимальное расстояние от площадок для установки мусоросборников до
окон жилых домов, в отличие от п. 17 СанПиН № 110. Получается, что при
проектировании жилого здания данный параметр не регламентируется, а после ввода
объекта в эксплуатацию – уже регламентируется?
При этом размещение
жилого здания возможно не только при строительстве нового объекта (возведение
объекта), но и при реконструкции существующих объектов. Так, подп. 5.2.11 ТКП
45-3.01-116 указывает возможные мероприятия при комплексной градостроительной
реконструкции территории (повышение этажности существующих зданий;
возведение вставок между существующими зданиями; расширение существующих зданий
за счет пристроек; размещение новых жилых и общественных зданий). Также возможна
реконструкция отдельного объекта с изменением его этажности и размеров
здания в плане. Все это может приводить к изменению расстояния от площадок
для установки мусоросборников до окон жилых домов.
2.3 Иные СанПиН
Санитарно-гигиенические
требования к размещению, оборудованию, содержанию жилых домов и прилегающей к
ним территории устанавливают СанПиН
«Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов»,
утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25
августа 2009 № 95 (далее – СанПиН № 95).
Пункт 10 СанПиН № 95 содержит
требования к элементам благоустройства придомовой территории жилых домов: «На
территории, прилегающей к жилому дому (группе жилых домов) должны быть оборудованы
детские игровые площадки, площадки для занятий спортом, хозяйственно-бытовой
деятельности, установлены скамейки для отдыха».
Для организации придомовой
территории жилого многоквартирного дома необходим земельный участок, отвечающий
определенным требованиям (размер, конфигурация, расположение), т.к.
градостроительные и санитарные нормы регламентируют минимальное
расстояние между элементами (зоны, площадки) придомовой территории, а также
зданием. Также на характеристики
(размер, конфигурация, расположение) необходимого земельного участка
влияют основные эксплуатационные показатели жилого дома (вместимость –
расчетное количество жителей), этажность жилого дома и градостроительная
ситуация в данном месте: характер застройки, условия ее размещения в структуре
города, расположение элементов придомовой территории, зданий и сооружений на
смежных земельных участках. Очевидно, что все эти факторы следует учитывать при
предоставлении земельного участка для строительства жилого дома.
ТКП 45-3.01-116 не содержит перечня
обязательных элементов придомовой территории жилых домов, а также
норм по удельному размеру таких элементов благоустройства и озеленения
придомовой территории как детские игровые площадки, площадки для занятий
физкультурой, хозяйственно-бытовые площадки, зоны отдыха взрослых в
зависимости от расчетного количества проживающих в жилом доме жителей. Не
содержат норм по удельному размеру данных элементов благоустройства и
озеленения придомовой территории также и СанПиН № 95.
Отсутствие в СанПиН № 95 и ТКП
45-3.01-116 таких требований допускает (на этапе выдачи Акта выбора места
размещения земельного участка) возможность предоставления застройщикам
земельных участков, в пределах которых (в пределах смежных земельных участков
жилых домов) невозможна организация придомовой территории с четким
функциональным зонированием и размещение необходимых площадок. Это допускает
размещение жилых домов на земельных участках, не соответствующих по своим размерам
и конфигурации желаемым застройщиком характеристикам жилых домов (вместимость –
расчетное количество жильцов).
Поэтому заслуживает внимания
зарубежный опыт. Так, п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня
2010 г. № 64) содержит такую норму: «Отводимый под строительство жилого здания
земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой
территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок
отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта,
зеленых насаждений».
Также заслуживает внимания перечень
необходимых элементов придомовой территории, указанных в СанПиН 2.1.2.2645-10.
В частности, п. 10 СанПиН № 95 не содержит указания на такие элементы, как «площадки
отдыха», «гостевые стоянки автотранспорта». При этом эти элементы,
как правило, размещаются на придомовой территории жилых домов в Республике
Беларусь. Размещение этих двух элементов на придомовой территории жилых домов
предусматривается градостроительными нормами (ТКП 45-3.01-116), а расстояние от
них до различных элементов придомовой территории и жилого здания
регламентируется градостроительными (ТКП 45-3.01-116) и санитарными нормами (п.
17 СанПиН № 110 и п. 455 СанПиН «Гигиенические требования к организации
санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся
объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду»). Но бывают и исключения
из-за недостаточного размера земельного участка, особенностей его конфигурации
и т.д.
В Украине действует
комплексный нормативный правовой акт – Государственные санитарные правила
планировки и застройки населенных пунктов (Державні санітарні правила планування
та забудови населених пунктів), которые включают основные гигиенические
требования по планировке и застройке как новых, так и существующих городских и
сельских поселений Украины, их санитарного упорядочения и оздоровления.
Так, п. 4.5
предусматривает: «Планировочная организация территории жилищного района (квартала)
должна обеспечивать в жилье и на территории вблизи домов …удельные размеры
свободных и озелененных площадей дворов, которые удовлетворяют
строительным нормам».
Согласно п. 4.6 «В
Украине длительность инсоляции должна составлять для жилых помещений и
приравненных к ним зданий и дворовых территорий не меньше 2,5 часов на
день на период с 22 марта до 22 сентября…». При этом, согласно п. 4.8 «Контроль
за инсоляцией необходимо проводить при отводе участка под застройку и на
последующих этапах проектирования (проект детального планирования жилого
района, проект застройки жилого квартала), а также при решении всех вопросов
реконструкции и уплотнения застройки, в том числе пристройки,
надстройки, капитального ремонта и т.п.»
Пункт 4.9 требует для
обеспечения благоприятного микроклимата на территории жилых групп (дворов)
предусматривать планировочные приемы, которые обеспечивают ветрозащиту и
аэрацию жилой территории.
Согласно п. 4.10
дворовые территории микрорайонов должны быть озеленены соответственно требованиям
государственных стандартов, норм и правил, а также нормативных правил в сфере
градостроительства, но не менее чем площадь полосы зеленых насаждений шириною 5
м. по периметру жилого здания или соответствующей площади озеленения на
свободной от застройки придомовой территории. Дворовые территории должны
обеспечивать разные виды отдыха и занятий всех групп населения, в том числе площадки
для:
- игр детей дошкольного
и младшего школьного возраста размером не меньше 0,7 кв.м./чел.;
- занятий физкультурой
и спортом размером не меньше 2 кв. м./чел.;
- отдыха взрослого
населения размером не меньше 0,1 кв. м./чел.;
- хозяйственного
назначения (сушка белья, чистка вещей, размещения мусоросборников) из расчета
не меньше 0,3 кв. м./чел;
- специального
назначения (открытые площадки для кратковременных и гостевых стоянок автомобилей)
из расчета 0,8 м кв. м./чел.
Площадки должны быть
изолированы от объектов обслуживания, хозяйственных дворов, магистральных улиц
полосой зеленых насаждений шириной не менее 1,5 м., и не должны быть проходными
для пешеходов и транзитного движения транспорта.
Ничего из
вышеописанного не содержится в градостроительных и санитарных нормах Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ позволил
сделать следующие выводы.
1. По сравнению с ранее
действовавшими на территории Беларуси и современными зарубежными (Россия и
Украина) ТНПА, действующие в настоящее время в Беларуси градостроительные и
санитарные ТНПА в сфере планировки и застройки населенных пунктов
характеризуется следующими недостатками:
1.1 содержат
многочисленные пробелы и противоречия;
1.2 наличие
неопределенных и многозначных терминов, определяющих основания применения «норм-исключений»,
позволяет застройщикам неоправданно широко применять «нормы-исключения» при
уплотнении застройки.
1.3 отсутствуют
важнейшие нормативы, которые должны гарантировать благоприятную среду обитания
на жилых территориях (стандарты жилой среды):
1.3.1 минимальная расчетная
площадь участка для отдельного жилого здания в зависимости от расчетного
количества проживающих в жилом доме;
1.3.2 удельный
размер элементов благоустройства и озеленения придомовой территории
(детские игровые площадки, площадки для занятий физкультурой, хозяйственно-бытовые
площадки, зоны отдыха взрослых) в зависимости от расчетного количества
проживающих в жилом доме;
1.3.3 «бытовые разрывы» между жилыми зданиями;
1.3.4 норматив
обеспеченности м/местами на парковках возле жилых домов, возводимых (реконструируемых)
в сложившейся застройке (такой норматив существует только для «районов
нового жилищного строительства»), а в «условиях реконструкции территории»
допускается применение пониженного (менее 100%) норматива обеспеченности
легкового автотранспорта стоянками (гаражи, паркинги);
1.3.3 отсутствуют
требования к земельному участку для строительства (реконструкции) жилого дома в
отношении возможности размещения в его пределах (в пределах смежных земельных
участков жилых домов) придомовой территории жилого дома с четким функциональным
зонированием элементов для его эксплуатации, озеленения и
благоустройства, что допускает возможность предоставления для строительства
жилых домов земельных участков, не отвечающих вышеуказанным требованиям;
1.3.4 допускается
возможность сокращения придомовых территорий жилых домов на 15 % для г.
Минска и крупных городов при комплексной градостроительной реконструкции
жилых территорий центральной зоны и кварталов, прилегающих к основным
магистральным улицам города. При этом минимальный размер придомовой
территории не регламентируется и только средний размер придомовой
территории относится к стандартам жилой среды.
2. Имеются весьма
«суровые» градостроительные нормы, применяемые при «реконструкции объектов»
(минимальная ширина проездов, минимальный диаметр разворотной площадки для
автотранспорта, специфический уровень озелененности, минимальные расстояния от
элементов благоустройства придомовой территории до здания и др.), причем противоречащие
общим градостроительным нормам. Такие «нормы-исключения» облегчают процесс
уплотнения существующей застройки путем реконструкции существующих объектов с
увеличением их строительного объема (этажность и размеры здания в плане). Гарантирует
ли применение «норм-исключений» при реконструкции объектов возможность
получения на придомовой территории «реконструированного объекта» полноценной
жилой среды?
3. В последние годы
наблюдается очевидная тенденция на расширение возможностей уплотнения
существующей жилой застройки за счет сокращения норматива продолжительности
инсоляции: уменьшение общего норматива непрерывной инсоляции жилых помещений (с
3-х до 2-х часов) и расширение возможности применения «норм-исключений»
из общего норматива за счет расширения оснований применения «норм-исключений»
(особых градостроительных условий, в которых может применяться
«норма-исключение»), а также за счет увеличения допустимого количества
периодов прерывистости инсоляции. Применение «норм-исключений» (содержащих неопределенные
и многозначные термины в качестве оснований их применения) активно
применяется застройщиками при уплотнении сложившейся застройки, т.к. данные
«нормы-исключения» позволяют застройщикам размещать на предоставленных
земельных участках объекты с гораздо большим строительным объемом (этажность и
размеры зданий в плане), чем это допустимо по общей норме.
4. Вышеуказанные
недостатки ТНПА и порождают во многих случаях социальное напряжение при
попытках уплотнения сложившейся застройки.
|