По
состоянию на 1.11.2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время попытки уплотнения сложившейся застройки
различными объектами приобрели большой общественный резонанс. Одной из причин
недовольства граждан, не желающих «уплотняться», является несовершенство технических
нормативных правовых актов (далее – ТНПА), регламентирующих проектирование и
размещение объектов на территории сложившейся застройки. Также в последнее
время в данные ТНПА внесены изменения и дополнения, расширяющие возможности
уплотнения за счет снижения комфортности среды обитания для граждан, проживающих
в сложившейся жилой застройке.
Между тем, согласно ст.
2 Конституции Республики Беларусь «Человек, его права, свободы и гарантии их
реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Конституция
Республики Беларусь гарантирует право каждого на охрану здоровья (ст.
45) и на благоприятную окружающую среду (ст. 46). В ст. 22 Конституции
Республики Беларусь провозглашен принцип равноправия граждан независимо от
каких-либо обстоятельств, в том числе и от места проживания. Обеспечение
прав граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, а
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в
Конституции и законах (ст. 21 Конституции).
Законы Республики Беларусь предусматривают гарантии реализации права граждан на
благоприятную среду обитания и предупреждение причинения вреда жизни и здоровью
(ст. 27 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), на
благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности (п. 1 ст. 4 Закона «Об архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности в Республике Беларусь»). Все нормы ТНПА,
регламентирующие проектирование и размещение объектов строительства в
населенных пунктах, должны соответствовать вышеуказанным конституционным принципам
и правам граждан.
Ниже изложены
результаты анализа:
а) пробелов и
противоречий ТНПА, регламентирующих проектирование и размещение объектов на
территории сложившейся застройки;
б) ТНПА, ранее
действовавших на территории Беларуси, а также действующих в настоящее время в
зарубежных странах;
в) попыток уплотнения
сложившейся застройки в г. Минске, которые широко освещались СМИ.
ГЛАВА 1.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
1.1 ТКП
45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и
застройки»
Справочно: на территории Беларуси ранее
действовали следующие ТНПА в сфере градостроительства, регламентирующие
планировку и застройку населенных пунктов:
1) Строительные нормы и правила
СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений», утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78.
Приказом Минрегиона России от 28
декабря 2010 г. № 820 утверждена и введена в действие с 20 мая 2011 г.
актуализированная редакция данного СНиП с шифром СП 42.13330.2011 (Письмо
Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 г.
«18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных
СНиПов»).
2) СНБ 3.01.04-02
«Градостроительство. Планировка и застройка населённых пунктов», утв. Приказом
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 декабря 2002
г. № 417 взамен СНиП 2.07.01-89.
В настоящее время в
Республике Беларусь действует ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство.
Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», утв. Приказом Министерства
архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439 (с
изменениями №№ 1 и 2) взамен СНБ 3.01.04-02.
В Украине в настоящее
время действует ДБН 360-92** «Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений» (переиздание
ДБН 360-92*) с изменениями и
дополнениями №№ 1-4.
1. В тексте ТКП
45-3.01-116 неоднократно упоминается термин «придомовая территория»
(например, подп. 5.2.14), однако определение данного термина в ТКП 45-3.01-116 отсутствует.
Земельный участок,
необходимый для размещения и эксплуатации здания включает: 1) часть земельного
участка под зданием (застроенный участок) и 2) часть земельного участка,
необходимая для эксплуатации здания, в том числе для размещения элементов
озеленения и благоустройства. Возможен широкий и узкий подход к понятию
«придомовая территория». При узком подходе в состав «придомовой территории»
включается только часть земельного участка, необходимая для эксплуатации
здания, в том числе для размещения элементов озеленения и благоустройства. При широком
подходе в состав придомовой территории включается весь земельный участок
для строительства и обслуживания здания, в том числе и застроенный
зданием участок. Такой подход применяется в п. 48 ст. 1 Жилищного кодекса Республики
Беларусь от 31 мая 2012 г.: «Придомовая территория – земельный участок, на
котором расположены жилой дом, элементы озеленения и иные объекты,
предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого жилого
дома».
Следует также
учитывать, что размеры придомовой территории являются частью стандартов жилой
среды. Так, согласно п. 2.2.2.4 «Стандарт жилой среды» Системы регламентов
Генерального плана г. Минска (утв. Указом Президента Республики Беларусь
23.04.2003 № 165) «Для создания удовлетворительных жилищных условий необходимо
иметь полноценную жилую среду. При расчете потребных территорий для жилой
застройки должен приниматься средний стандарт жилой среды на одного человека,
включающий:
…
- придомовые
территории».
Показатели стандарта
жилой среды, в т.ч. и размеры придомовой территории приводятся в табл. 2.2.4
«Стандарт жилой среды кв.м на человека» Системы регламентов Генерального плана
г. Минска.
ТКП 45-3.01-116 не
регламентирует минимальную расчетную площадь участка для
отдельного жилого здания в зависимости от количества его жителей,
что и порождает во многих случаях социальное напряжение при попытках уплотнения
жилой застройки. В этой связи заслуживает внимания украинский опыт. Так, согласно
Примечания 1 к подп. 3.8 ДБН 360-92** «Минимальную расчетную площадь участка
для отдельного жилого здания (без размещения на нем детских дошкольных
учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, принадлежащих гражданам,
физкультурных и спортивных сооружений) необходимо принимать в соответствии с
количеством его жителей – не менее как: 30,1-23,3 кв.м./чел. (при застройке до
3 этажей), 20,2-17,0 кв.м./чел. (4-5 этажей), 15,3-13,9 кв.м./чел. (6-8
этажей), 12,2-12,0 кв.м./чел. (9-12 этажей)». Следует особо отметить тот факт,
что данный норматив зависит только от этажности жилого здания и не зависит от
иных обстоятельств – типа жилого поселения, расположения участка в структуре
города, наличия «реконструкции», градостроительной обстановки в данном месте
(«стесненные условия») и др.
2. Подпункт 3.7 ТКП
45-3.01-116 определяет комплексную градостроительную реконструкцию как
«Преобразование территории населенного пункта или его части, ведущее к
коренному изменению функциональной и архитектурно-планировочной их организации
и направленное на повышение качества среды жизнедеятельности на всей
территории населенного пункта или его отдельных структурно-планировочных
элементов», соответственно «Мероприятия по реконструкции и модернизации
территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества
среды жизнедеятельности» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116).
Согласно 5.2.14 ТКП
45-3.01-116 «Для г. Минска и крупных городов, при комплексной градостроительной
реконструкции жилых территорий центральной зоны и кварталов, прилегающих к
основным магистральным улицам города, придомовые территории могут быть
сокращены, но не более чем на 15 %». При этом:
1) размеры (в т.ч. и
минимальные) придомовых территорий ТКП 45-3.01-116, а также иными нормативными
правовыми актами Республики Беларусь не регламентируются. Как можно сократить
до 15 % показатель, количественная характеристика которого не установлена?
2) размеры придомовой
территории являются частью стандартов жилой среды. Возникает вопрос: соответствует
ли цели «повышения качества среды жизнедеятельности» (подп. 3.7 и 5.2.2
ТКП 45-3.01-116) при «комплексной градостроительной реконструкции жилых территорий»
наличие подобного «исключения из общего правила»? Получается, что в процессе
«комплексной реконструкции» происходит снижение стандартов жилой среды, одним
из которых является размер придомовой территории. А ведь стандарты жилой
среды должны соблюдаться в любых градостроительных условиях и во всех жилых
зонах населенного пункта, независимо от их географического положения.
Позволяет ли наличие
«нормы-исключения» в п. 5.2.14 ТКП 45-3.01-116 не позволяет иметь на реконструированной
территории центральной зоны и кварталов, прилегающих к основным магистральным
улицам города полноценную жилую среду?
Если понимать
придомовую территорию в широком смысле (как весь земельный участок под строительство
и обслуживание жилого дома), то сокращение придомовых территорий мало- и
среднеэтажных жилых домов (нередко сохраняемых по Проекту детального
плана (далее – ПДП) комплексной градостроительной реконструкции территории) на
15 % приводит к сокращению собственно придомовой территории (в узком ее
понимании – без застроенной части земельного участка) до 30%. А как же «повышения качества среды жизнедеятельности»?
При этом п. 5
«Комплексная градостроительная реконструкция территорий» ранее действовавших на
территории Республики Беларусь СНБ 3.01.04-02 не предусматривал возможности
уменьшения размера придомовой территории в условиях комплексной
градостроительной реконструкции территорий. Не предусматривают такой
возможности и действующая в настоящее время в Российской Федерации редакция
СНиП 2.07.01-89, а также действующая в Украине редакция ДБН 360-92**.
3. Реконструкция может
быть двух видов:
1) в виде реализации
ПДП по комплексной градостроительной реконструкции территории;
2) в виде реконструкции
отдельного объекта при отсутствии утвержденного ПДП по комплексной
градостроительной реконструкции данной территории (регулируется ТКП
45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных
зданий и сооружений. Основные требования по проектированию»).
В ТКП 45-3.01-116 встречается «при
реконструкции», «в условиях реконструкции», однако не расшифровывается в каждом
случае, какой вид реконструкции имеется в виду.
4. Для организации придомовой
территории жилого многоквартирного дома с четким функциональным
зонированием и размещением требуемых площадок необходим земельный
участок, отвечающий определенным требованиям (размер, конфигурация,
расположение), т.к. градостроительные и санитарные нормы регламентируют минимальное
расстояние между элементами (зоны, площадки) придомовой территории, а также
зданием. Также на характеристики
(размер, конфигурация, расположение) необходимого земельного участка
влияет этажность жилого дома и градостроительная ситуация в данном месте:
характер застройки, условия ее размещения в структуре города, расположение
элементов придомовой территории, зданий и сооружений на смежных земельных
участках. Очевидно, что все эти факторы следует учитывать при предоставлении
земельного участка для строительства жилого дома.
Однако, ТКП 45-3.01-116 не содержит
требований к земельному участку в отношении возможности размещения в его
пределах (в пределах смежных земельных участков жилых домов) придомовой территории
жилого дома с четким функциональным зонированием элементов
для его эксплуатации, озеленения и благоустройства. Отсутствие в ТКП
45-3.01-116 таких требований допускает (на этапе выдачи Акта выбора места
размещения земельного участка) возможность предоставления застройщикам
земельных участков, в пределах которых (в пределах смежных земельных участков
жилых домов) невозможна организация придомовой территории с четким
функциональным зонированием и размещение необходимых площадок. В этой
связи заслуживает внимания зарубежный опыт. Так, п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях
и помещениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64) содержит такую норму: «Отводимый
под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать
возможность организации придомовой территории с четким функциональным
зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных
площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений».
ТКП 45-3.01-116 не содержит перечня
элементов придомовой территории жилых домов. Отсутствие перечня таких элементов
в ТКП допускает размещение жилых домов на земельных участках, не соответствующих
по своим размерам и конфигурации желаемым застройщиком характеристикам жилых
домов (вместимость – расчетное количество жильцов). А у застройщика (инвестора)
желание всегда одно: разместить на предоставленном земельном участке жилой дом
с максимально возможным строительным объемом (этажность и размеры здания в
плане). Будут ли соблюдаться градостроительные и иные нормы на придомовой
территории такого жилого дома – это вторичный вопрос.
Поэтому заслуживает внимания
исторический и зарубежный опыт. Так, подп. 6.2.6 действовавших ранее на
территории Республики Беларусь СНБ 3.01.04-02 предусматривал размещение
придомовых территорий, включающих площадки для игр детей, отдыха взрослых,
занятий физкультурой, хозяйственного назначения. Согласно подп. 2.13 СНиП
2.07.01-89 (в действующей на территории РФ редакции) при проектировании жилой
застройки следует предусматривать размещение следующих площадок: для игр детей
дошкольного и младшего школьного возраста; для отдыха взрослого населения; для
занятий физкультурой; для хозяйственных целей и выгула собак; для сушки белья;
для стоянки автомашин. Аналогичный состав площадок, которые необходимо
располагать на придомовой территории содержит подп. 3.16 ДБН 360-92**.
5. ТКП 45-3.01-116 не содержит норм
по удельному размеру таких элементов благоустройства и озеленения придомовой
территории как детские игровые площадки, площадки для занятий физкультурой, хозяйственно-бытовые
площадки, зоны отдыха взрослых в зависимости от расчетного количества проживающих
в жилом доме жителей. В этой связи заслуживает внимания исторический и
зарубежный опыт. Так, подп. 2.13 и табл. 2 СНиП 2.07.01-89 (в действующей в
настоящее время на территории РФ редакции) определяют удельные размеры
площадок, кв.м./чел.:
для игр детей
дошкольного и младшего школьного возраста – 0,7
для отдыха взрослого
населения – 0,1
для занятий
физкультурой – 2,0
для хозяйственных целей
и выгула собак – 0,3
для стоянки автомашин
– 0,8.
Аналогично удельные
размеры площадок регламентируются и в Украине (подп. 3.16 и табл. 3.2 ДБН
360-92**). Причем допускается уменьшать, но не более чем на 50 %, удельные
размеры площадок для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий
физкультурой только в районах с пыльными бурями при создании закрытых
сооружений (Примечание 2 к табл. 3.2 ДБН 360-92**).
6. Минимальные расстояния между
жилыми зданиями и смежными зданиями и сооружениями на территории жилой
застройки подп. 6.2 ТКП 45-3.01-116 вообще не регламентирует. Согласно
подп. 6.3.5 ТКП 45-3.01-116 минимальные расстояния между зданиями и
сооружениями на территории смешанной застройки принимаются в
соответствии с требованиями ТКП 45-2.02-242 (противопожарные разрывы), а также на
основе расчетов инсоляции и освещенности с учетом требований СНБ 2.04.05. Таким
образом, жилые многоквартирные (в т.ч. и многоэтажные!) дома могут размещаться
параллельно друг другу на на небольшом расстоянии при условии соблюдения
противопожарных разрывов и норм по инсоляции и освещенности.
Между тем, исторический и
зарубежный опыт свидетельствует о регламентации так называемых «бытовых
разрывов». Так, согласно второго абзаца подп. 2.12 СНиП 2.07.01-89 (в
действующей на территории РФ редакции) между жилыми зданиями следует принимать
расстояния (бытовые разрывы). Причем указанные разрывы могут быть сокращены только
при условии обеспечения «непросматриваемости жилых помещений
(комнат и кухонь) из окна в окно». Бытовые разрывы между жилыми домами регламентируются
также и в Украине: «Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа
следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа
и более – 20 м, между длинными сторонами и торцами с окнами из жилых комнат
этих зданий – не менее 15 м.» (подп. 3.13 ДБН 360-92**).
7. Ранее действовавший
на территории Республики Беларусь СНБ 3.01.04-02 предусматривал в подп. 9.1.1 систему
озелененных территорий с указанием пешеходной доступности для
каждого типа озелененной территории. В разд. 9 ТКП 45-3.01-116 подобная
норма отсутствует. Что тогда входит в систему озелененных территорий
и какова пешеходная доступность ее элементов?
8. В табл. 9.1 ТКП
45-3.01-116 обеспеченность озелененными территориями (уровень озелененности)
характеризуется таким показателем, как площадь озелененных участков в
жилой застройке на 1 проживающего и она составляет от 9 до 60 кв.м./чел. в
зависимости от типа населенного пункта.
Согласно Примечания 1 к
табл. 9.1 озелененные территории в жилой застройке включают озелененные
дворы и участки вблизи мест проживания для повседневного отдыха населения,
за исключением озелененных участков школ и дошкольных учреждений и других
озелененных территорий ограниченного пользования. Что именно понимается под
«озелененными дворами»? Вся дворовая территория? Может быть, следует
понимать это как «озелененные участки дворовых территорий?
Следует отметить, что согласно
Примечанию 1 к табл. 9.1 ранее действовавшего СНБ 3.01.04-02 озелененные
участки в жилой застройке включали только озелененные дворы и участки
внутри жилых групп. Согласно же Примечания 1 к табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116
озелененные территории в жилой застройке включают не только озелененные дворы,
но и участки вблизи мест проживания для повседневного отдыха
населения.
Согласно Примечания 2 к
табл. 9.1 в площадь участков озелененной территории квартала, микрорайона включаются
площадки для физкультурно-оздоровительных занятий, прогулок, игр детей дошкольного
возраста (пешеходная доступность не более 15 мин), удельный вес которых
составляет не менее 25 % жилых территорий из расчета от 9 до 60 м2/чел.
в зависимости от типа поселения. Смысл данной сложной фразы не ясен. Можно предположить,
что в площадь участков озелененной территории квартала, микрорайона могут
включаться (в случае невыполнения нормируемого уровня озелененности для
квартала, микрорайона) площадки для физкультурно-оздоровительных занятий,
прогулок, игр детей дошкольного возраста, для которых выполняются следующие
условия:
1) их удельный вес составляет не
менее 25 % жилых территорий;
2) они расположены в пешеходной
доступности не более 15 мин.
Однако, при таком
толковании зачем используется «из расчета от 9 до 60 м2/чел. в зависимости
от типа поселения»?
И много ли граждан повседневно
пользуются площадками для отдыха, расположенными более чем в 1 км. от их жилого
дома?
Следует отметить, что Примечания к
табл. 9.1 СНБ 3.01.04-02 не содержали нормы, аналогичной Примечанию 2 к табл.
9.1 ТКП 45-3.01-116.
9. Согласно Примечания 2 к табл.
9.1 ранее действовавшего СНБ 3.01.04-02 в площадь отдельных участков
озелененной территории квартала, микрорайона включаются площадки для отдыха и
детских игр, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30 % общей площади
участка. В Примечаниях к табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116 подобная норма отсутствуют.
Означает ли это, что в настоящее время в площадь отдельных участков
озелененной территории квартала, микрорайона включаются любые площадки
для отдыха и детских игр, пешеходные дорожки?
10. Подпункт 9.2.11
ранее действовавших СНБ 3.01.04-02 давал «расшифровку», что именно входит в
понятие «зеленые насаждения»: древесно-кустарниковая растительность,
газон, цветники. А в аналогичном подп. 9.2.14 ТКП 45-3.01-116 из «зеленых
насаждений» исчезло «зеленых» и исчезла «расшифровка» оставшегося слова «насаждения».
Термин «насаждения» определяется в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 14 июня
2003 г. «О растительном мире» как «совокупность расположенных на определенной
территории дикорастущих растений, как образующих, так и не образующих
растительного сообщества». Целесообразно ли применять этот термин в градостроительстве?
11. Отсутствие в ТКП
45-3.01-116 перечня обязательных элементов благоустройства на придомовой
территории и норм по их удельному размеру в зависимости от расчетного
количества проживающих в жилом доме жителей допускает возможность размещения
жилых домов (новое строительство, реконструкция), на придомовой территории
которых вообще отсутствуют такие элементы благоустройства и озеленения как
детские игровые площадки, площадки для занятий физкультурой и зоны отдыха
взрослых (?!). А обеспеченность озелененных участков в жилой застройке на 1
проживающего в квартале будет «добираться» применением Примечания 2 к табл. 9.1
за счет учета площади более-менее крупных «площадок для физкультурно-оздоровительных
занятий, прогулок, игр детей дошкольного возраста», расположенных в
пешеходной доступности от квартала не более 15 мин.
Не приведет ли
применение Примечания 2 к табл. 9.1 «в условиях реконструкции» (уплотнения) к
превращению населенных пунктов в территории с плотно застроенными жилыми кварталами
(по сути – «каменные джунгли») с островками «насаждений», расположенных на
расстоянии более 1 км от жилых кварталов?
12. Пешеходная
доступность автомобильных стоянок принимается по табл. 11.4 ТКП 45-3.01-116. Согласно
табл. 11.4 максимальное расстояние (пешеходная доступность) автостоянок
принимается «при реконструкции и в центральной зоне». Таким образом, при
реконструкции в любой зоне населенного пункта (в т.ч. и в периферийной!)
действует увеличенный норматив пешеходной доступности автостоянок. Возникает
вопрос: с какой целью проводится подобная «реконструкция»? Если с целью повышения
качества среды жизнедеятельности (подп. 3.7 и 5.2.2 ТКП 45-3.01-116), то
как с данной целью соотносится подобное «исключение из общего правила»?
13. Приказом Министерства
архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 сентября 2011 г. № 306
были внесены существенные изменения и дополнения в ТКП 45-3.01-116, в т.ч. и в
подразд. 11.6 «Сооружения, здания и устройства
для хранения и обслуживания транспортных средств».
13.1 Согласно первому
абзацу подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 (как в первоначальной, так и в действующей
редакции) при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки следует
предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых
автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих
гражданам, причем их вместимость принимается по расчетному уровню
автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного
пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей,
принадлежащих гражданам.
После внесения
изменений третий абзац подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 допускает, что «Для г.
Минска и крупных городов в условиях реконструкции следует предусматривать
территории для автостоянок легковых автомобилей: для периферийных зон
проживания населения – 100 %-ную обеспеченность в зоне нормативной доступности;
для срединных зон – не менее 80 % обеспеченности, для центральной зоны –
не менее 60 % обеспеченности». Возникает вопрос: а где должны храниться
оставшиеся автомобили (20% и 40% соответственно) после такой «реконструкции» в
срединной и центральной зоне? Если в периферийной зоне, то в ней должна предусматриваться
более, чем 100% обеспеченность стоянками, при этом пешеходную (нормативную)
доступность стоянок в 1500 м. (табл. 11.4 ТКП) при такой «реконструкции»
обеспечить невозможно. При этом возможность двойного (в разное
время суток) использования парковок у объектов общественного назначения,
расположенных в районах многоквартирной жилой застройки допускается учитывать
при расчете количества парковочных мест на автостоянках в районах
многоквартирной жилой застройки (второй абзац п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116), т.е.
парковки у объектов общественного назначения входят в указанные 80% и
60%, а не являются «дополнительным резервом».
Соответствуют ли
«облегченные нормы» третьего абзаца подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 важнейшему
принципу обеспечения стоянками всего расчетного автопарка (100%), закрепленному
в первом абзаце подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116? При этом для г. Минска граница
центральной зоны проходит по второму транспортному кольцу, граница срединной
зоны – по Минской кольцевой автомобильной дороге (п. 2.3 гл. 1 Генерального
плана г. Минска), т.е. после «реконструкции территорий» «необеспеченность»
стоянками может затронуть практически всю территорию г. Минска.
13.2 Ранее действующая
редакция подп. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116 содержала такую норму: «В районах
многоквартирной жилой застройки следует предусматривать автомобильные парковки возле
жилых домов из расчета 25 % расчетного парка индивидуальных легковых
автомобилей, исходя из уровня автомобилизации на перспективу не менее чем 20
лет», т.е. прямо предусматривала необходимость размещения 25% м/мест от
расчетной вместимости на парковках возле жилых домов. После внесения
изменений данная норма из подп. 11.6.6 исключена. Действующая редакция
первого абзаца подп. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116 предусматривает, что «Для районов
новой жилой застройки во всех зонах города обеспеченность местами хранения
автомобилей (автостоянками) следует принимать исходя из расчетного уровня
автомобилизации, в том числе не менее 25 % – на парковках у жилых зданий».
Из буквального толкования данной нормы следует, что % обеспеченности на парковках
у жилых зданий регламентируется только для районов новой жилой застройки.
При этом % обеспеченности на парковках возле жилых зданий при размещении
данных жилых зданий в сложившихся кварталах жилой застройки (новое
строительство, реконструкция территории) ТКП 45-3.01-116 в действующей редакции
вообще не регламентирует. Такой подход может приводить к следующим негативным
последствиям:
а) при размещении жилых
зданий в сложившихся кварталах жилой застройки проектировать размещение
парковок возле новостройки не обязательно. Очевидно, к каким
негативным последствиям приведет размещение в жилом квартале 100-квартирного
жилого дома без единого м/места возле
него.
б) пункт 3.6 гл. 2
Генерального плана г. Минска предусматривает необходимость «разработать и
реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов
многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных
парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях».
Данные виды работ выполняются при комплексном благоустройстве придомовых
территорий, а для размещения парковок требуется территориальный ресурс
возле жилых домов. Однако, с учетом внесенных в ТКП 45-3.01-116 изменений,
размещение дополнительных парковок на придомовой территории уже не
обязательно. В настоящее время в жилых кварталах центральной зоны г. Минска
имеются дворовые территории, где вообще отсутствуют парковки для автомобилей. С
учетом внесенных изменений в ТКП 45-3.01-116 при комплексном благоустройстве
таких дворовых территорий размещение необходимых парковок возле жилых
домов не требуется (?!).
13.3 Внесенные в ТКП
45-3.01-116 изменения расширяют возможности «уплотнения» сложившихся жилых
территорий за счет уменьшения (отмены) норматива обеспеченности стоянками и
парковками возле жилых домов. Однако,
уже сейчас немалое количество дворовых территорий г. Минска напоминают машинный
двор «отстающего» колхоза – ржавыми и капающими «болидами» забита практически
вся придомовая территория, в т.ч. и зеленые зоны. Уже сейчас граждане, проживающие
в жилых домах без наличия парковок возле них, обращаются в ГАИ с требованием
установить шлагбаумы на въезде во двор (?!).
По сообщению СМИ,
размещение автомобильных стоянок в Минске формируется исходя из среднего уровня
автомобилизации в 50 автомобилей на одну тысячу жителей. Однако за последние 10
лет количество автомобилей в Минске увеличилось более чем на 60%. В настоящее
время в столице более 800 тыс. транспортных средств, то есть на одну тысячу
жителей приходится более 360 автомобилей. Проблема с автостоянками приводит к нарушениям
правил парковки транспортных средств. В 2011 году в Беларуси за такие нарушения
было оштрафовано 154 тыс. автомобилистов, за пять месяцев текущего года – более
59 тыс. Только в Минске к административной ответственности в 2011 году
привлекли 50 тыс. водителей, а за январь-май этого года – 24,5 тыс. (что на 14%
выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) (Асфура А. В Беларуси
планируется решить проблему с парковками // БЕЛТА. 11 июля 2012 г.).
А что будет в
дальнейшем, после проведения уплотнения («реконструкции») дворовых территорий
по «мягким нормам» измененного ТКП 45-3.01-116?
1.2 ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и
реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по
проектированию»
Согласно подп. 5.1.2
ТКП 45-1.04-206 «При разработке проектной документации на ремонт, реконструкцию,
модернизацию и реставрацию следует соблюдать требования настоящего технического
кодекса и других действующих ТНПА».
1. Согласно подп. 5.2.2
ТКП 45-1.04-206 «Проектирование дорог, проездов и подъездов к зданиям для
пожарных автомобилей должно выполняться в соответствии с требованиями ТКП
45-3.01-116». Однако, данные вопросы регламентируют ТКП 45-3.03-227-2010
«Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» и ТКП
45-2.02-242-2011 «Ограничение распространения пожара. Противопожарная защита
населенных пунктов и территорий предприятий. Строительные нормы
проектирования».
Так, к многосекционным
зданиям должны быть устроены проезды категории П2 минимальной шириной
5,5 м., к одно- и двухсекционным – проезды категории П1 минимальной шириной
3,5 м (подп. 5.3.9, табл. 5.1 ТКП 45-3.03-227).
Однако, из
вышеуказанных общих норм имеются исключения. Так, согласно подп.
5.2.2 ТКП 45-1.04-206 для движения пожарных и других автомашин следует
использовать существующие проезды с размерами в свету, не менее 3,0 м. по ширине.
Таким образом, вместо проектирования проездов шириной 5,5 м. в «условиях реконструкции»
допускается использовать существующие проезды шириной 3 м. Соответсвует ли
подп. 5.2.2 ТКП 45-1.04-206 требованиям пподп. 5.3.9, табл. 5.1 ТКП 45-3.03-227?
2. Согласно подп.
5.3.11 ТКП 45-3.03-227 «Тупиковые проезды следует заканчивать разворотными
площадками размером 12х12 м. или кольцом с радиусом закругления по оси проезда
не менее 5 м., расстояние которых от края проезжей части до стен зданий,
подпорных стенок и оград должно быть не менее 1,5 м.». Согласно подп. 8.2.4 ТКП
45-2.02-242 в конце проездов, а также однополосных проездов населенных пунктов
следует устраивать разворотные площадки с островками диаметром не менее 16 м –
для разворота пожарной техники. Подп. 8.2.5 ТКП 45-2.02-242 допускает при
определенных условиях размещение тупиковых проездов, заканчивающихся площадками
размерами не менее 12x12 м для разворота пожарной аварийно-спасательной
техники. При этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота
пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м.
Однако, согласно подп.
5.7.5 ТКП 45-1.04-206 «В стесненных
условиях для автомобилей допускается предусматривать разворотную площадку
по треугольно-лучевой схеме с размером сторон и радиусами поворота не менее 8
м.». Очевидно несоответствие норм подп. 5.7.5
ТКП 45-1.04-206 нормам подп. 5.3.11 ТКП 45-3.03-227, подп. 8.2.4 и 8.2.5
ТКП 45-2.02-242.
Понятие термина «в
стесненных условиях» ТКП 45-1.04-206 не содержит, что допускает
его широкое токование застройщиками.
3. Согласно подп. 5.7.2
ТКП 45-1.04-206 «Площадь зеленых насаждений квартала (микрорайона)
должна составлять не менее 10 % площади жилой территории. Эта норма
может быть сокращена до 7 % при примыкании придомовой территории к парку,
лесопарку, городскому саду или скверу». Однако, разд. 9 ТКП 45-3.01-116
«Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» не содержит
такого показателя уровня озелененности, как удельная площадь зеленых насаждений
квартала (микрорайона) по отношению к
площади жилой территории.
При этом «Площадь
зеленых насаждений при благоустройстве одного здания или группы зданий не
нормируется» (подп. 5.7.2 ТКП 45-1.04-206).
4. Согласно подп. 5.7.3
ТКП 45-1.04-206 проектная документация на благоустройство придомовой территории
должна включать в себя определенные работы по приведению к нормативным требованиям
различных объектов придомовой территории. При этом необходимость наличия в
проектной документации размещения возле «реконструируемых» объектов дополнительных
м/мест на парковках отсутствует. А ведь имеются объекты, вблизи которых
вообще отсутствуют парковки либо их незначительное количество.
5. Согласно подп. 5.7.4
ТКП 45-1.04-206 «Расстояние от окон жилых домов до детских и физкультурных
площадок, площадок для хозяйственных целей следует принимать в соответствии с
требованиями ТКП 45-3.01-116. При невозможности выполнения требований
ТКП 45-3.01-116 в существующей застройке расстояние от окон жилых домов следует
принимать, м, не менее:
5 — до площадок для игр детей;
5 — то
же отдыха взрослого населения;
15 — « хозяйственных целей».
Можно ли говорить о
наличии «благоприятной среды обитания» при наличии в 5 м. от окон жилых домов
ржавых и скрипучих детских качелей, песочницы и скамеек с часто нетрезвой
публикой в любое время суток?
В целом ТКП 45-1.04-206
содержит весьма «суровые градостроительные нормы», применяемые «при
реконструкции». Очевидно, что вышеуказанные нормы ТКП 45-1.04-206 облегчают
процесс уплотнения существующей застройки путем реконструкции существующих
объектов с увеличением их строительного объема (этажность и размеры здания в
плане).
|