БОРЬБА С УПЛОТНЕНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В последнее время проблема
уплотнения существующей застройки различными объектами является весьма актуальной
для значительного количества жителей Беларуси и, особенно – для г. Минска. И
это не удивительно, ведь в процессе уплотнения затрагиваются права и законные
интересы очень многих граждан. При этом процесс уплотнения встречает различное
по профессионализму сопротивление аборигенов, не желающих «уплотняться».
Соответственно, и результаты такой борьбы различны. Анализ различных «антиуплотнительных»
процессов позволяет выделить следующие их виды.
Вариант А
1-й этап
Каждый случай уплотнения
индивидуален, но практически всегда и везде аборигены действуют (а вернее –
бездействуют) исходя из следующего девиза: «Этой проблемой должен заниматься
кто-то «знающий», да кто-угодно, но
только – не я. Пусть он(а) напишет жалобу побольше, а я подпишу – не читая, и уж теме более – не вникая в суть. У меня
нет времени (ручки, бумаги)». В результате, как правило, желающих заниматься
проблемой не находится и на этапе общественного обсуждения в адрес организатора
общественного обсуждения каких-либо конкретных замечаний и предложений по
представленному на обсуждение «проекту» не поступает. В целом аборигены
относятся к результатам общественного обсуждения безразлично.
2-й этап
Во дворе появляется забор. Картина
сразу меняется – вопрос «уплотнения» начинает интересовать практически всех
аборигенов. Более того, после выяснения технико-экономических характеристик
возводимого (реконструируемого) объекта и изучения плана размещения проездов,
вместимости и расположения парковок для обслуживания объекта, у многих граждан
появляется неподдельный интерес к «нормам», неожиданно «находится» бумага,
ручка и даже рулетка для измерения ширины проездов, а главное – появляется
сильное желание поучаствовать в борьбе с уплотнением.
Составляются жалобы «У нас не
спросили», «Мы против» и т.д. На такие «жалобы» чиновники аборигенам дают
ответ: «Было проведено общественное обсуждение проекта в установленном порядке и от граждан не поступило ни одного конкретного замечания о нарушении каких-либо норм. По проекту застройщик
получил государственное экспертное заключение (т.е. все нормы – в порядке), и ему выдано разрешение на
строительство». Зачем бузите?
После этого в речи аборигенов
появляются новые термины: «независимая профессиональная экспертиза», «обратимся
к адвокату» и даже «в суд». Причем некоторые даже готовы оплатить эти недешевые
процедуры (до реализации этих угроз дело
доходит очень редко). Также граждане обращаются в различные СМИ, к
депутатам и т.п. с лозунгом: «Караул, уплотняют!!!», но чиновники им объясняют,
что «дворовая территория – это не ваша земля, а городская». На практике на
данном этапе кардинально что-либо изменить намного труднее, чем на 1-м этапе.
3-й этап
После строительства объекта и ввода
его в эксплуатацию жилая среда претерпевает изменения явно не в лучшую для
аборигенов сторону, а в отдельных случаях возникает и «транспортный коллапс». Аборигены
узнают о полномочиях такого органа как ГАИ и обращаются к нему с требованием
«установить шлагбаумы на въезде во двор». На что получают разъяснение, что
«установка шлагбаумов – это против правил» и допускается в исключительных случаях. Собственно, на этом процесс уплотнения и
заканчивается.
Вариант Б
1-й этап
В случае, если желающий заниматься
проблемой (или даже несколько таких товарищей) находится, то нередко на этапе
общественного обсуждения составляются многостраничные жалобы, в которых не содержится ни одного
конкретного нарушения норм (для установления конкретных нарушений норм ведь
надо разбираться с этими нормами, а делать этого нет никакого желания). Под такими «жалобами на жизнь» собираются
подписи соседей и они отправляются в адрес различных органов («чем больше – тем
лучше») безотносительно компетенции этих
органов (чтобы разбираться в компетенции различных весьма специфических
органов необходимо изучить «Положение» об этих органах, а этого опять же нет никакого желания). В результате
практически все такие «жалобы» признаются в госорганах «направленными не по
адресу» и направляются на рассмотрение в Администрацию р-на, где такие «жалобы»
признаются «необоснованными» и граждане по ним получают отписки типа «Все О’кей
и не надо мешать чиновникам работать».
2-й этап
У некоторых граждан существует святая
вера в то, что многочисленные надзорные органы «во всем разберутся и необходимо
их только проинформировать о проблеме». В этом случае составляется короткая
«жалоба», в которой содержится требование «принять меры». Действительно, даже
по такой жалобе надзорные органы должны провести проверку (в пределах своей компетенции) и принять меры реагирования в случае установления нарушений (опять
же в пределах своей компетенции).
Стоит ли уповать на такой вариант? Теоретически он может привести к успеху. Однако,
в данном случае можно привести такую аналогию.
Если гражданин похитил у другого
гражданина имущество и ценности, то за соблюдением законности в процессе
привлечения его к ответственности также осуществляют надзор соответствующие
органы. Суд в процессе разбирательства дела «устанавливает истину», за
законностью процесса и приговора осуществляет надзор прокуратура. Причем
интересы государства не пострадали в результате данного хищения и у государства
нет никаких оснований «занимать сторону потерпевшего» и отправлять по этой
причине гражданина в места лишения свободы (там же необходимо его содержать за
государственный счет вместо получения налогов с его доходов). Казалось бы,
гражданину в таком случае можно смело положится на профессионализм следствия и
беспристрастность суда. Однако, почему-то все граждане предпочитают иметь в деле
защитника (адвоката), который профессионально защищает их права и законные
интересы в деле. Странно, да? А теперь сравним данную ситуацию с уплотнением. Стоимость
земельных участков под коммерческую застройку в любой столице – миллионы $, а
сметная стоимость строительства объектов – десятки миллионов $. Возникает
вопрос: каковы возможности у таких «инвесторов» по сравнению с аборигенами-дилетантами?
Далее возможно развитие событий по
сценарию 2-го этапа Варианта А либо переход к Варианту В.
Вариант В
Среди аборигенов находится
гражданин, не подвергшийся процессу деградации и дебилизации личности (т.е. имеющий
возможность разобраться в «нормах») и обладающий хотя бы минимальным жизненным
опытом (для оценки последствий уплотнения), а также желанием действовать.
В этом случае происходит изучение
норм, компетенции органов и опыта других в подобных случаях. Составляются жалобы
с указанием конкретных нарушений и с учетом компетенции органа, куда будет направлена
жалоба. Причем, имеется четкое понимание
того, какой именно ответ от конкретного государственного органа планируется
получить, зачем этот ответ необходим и как его в дальнейшем использовать.
Как показывает практика, только
этот вариант приносит успех. Начать реализацию этого вариант можно в любой
момент, но, чем раньше – тем больше шансов на успех.
|