Четверг, 28.03.2024
Уплотнение застройки
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ


По состоянию на 01.04.2014 г.

 

Порядок проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности был определен Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687 (далее – Положение № 687).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2014 г. № 109 «О внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687» Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности изложено в новой редакции (далее – Положение № 109).

Далее приводится анализ Положения № 109.

Пункт 3

1. В абз. 2 п. 3 Положения № 109 содержится определение следующего термина «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства – эскиз, обеспечивающий наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественно-эстетических качествах объекта строительства с указанием основных технико-экономических показателей, разрабатываемый в предынвестиционный период (до начала разработки проектной документации)». При этом нормативные правовые акты, в т.ч. и технические нормативные правовые акты, не содержат требований к составу «архитектурно-планировочной концепции объекта строительства (эскиза)». В частности, какие технико-экономические показатели относятся к числу основных?

2. В абз. 5 п. 3 Положения № 109 содержится определение следующего термина: «профессиональная независимая экспертиза – экспертиза градостроительного проекта, проводимая по инициативе и за счет средств участников общественного обсуждения с участием специалистов, имеющих профессиональное образование и (или) опыт работы в архитектурной и градостроительной деятельности». Из данного определения не ясно, какие лица являются организаторами профессиональной независимой экспертизы.

Пункты 4, 19 и 23

В соответствии с п. 4 Положения № 109 общественное обсуждение проводится в 2-х формах:

1) информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения;

2) работы комиссии по общественному обсуждению.

Согласно п. 19 Положения № 109 общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения проводятся для «детальных планов, разрабатываемых на территории с застройкой, подлежащей сносу». Согласно п. 23 Положения № 109 общественные обсуждения в форме работы комиссии проводятся для «детальных планов, разрабатываемых на территории существующих микрорайонов и кварталов жилой застройки, подлежащих реконструкции». Между тем, детальный план реконструкции территории может предусматривать снос отдельных зданий и сооружений (п. 5 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»). Возникает вопрос: в какой форме должно проводится общественное обсуждение в данном случае?

Пункт 7

1. Согласно абз. 7 п. 7 Положения № 109 организатор общественного обсуждения «организует регистрацию замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения, поступивших в письменной или электронной форме». При этом Положение № 109  не определяет:

а) требования к «замечаниям и (или) предложениям участников общественного обсуждения, поступивших в письменной и электронной форме;

б) порядок направления «замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения»;

в) порядок регистрации замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения.

2. Положение № 109 не содержит механизма идентификации лица, которое направило «замечания и (или) предложения» в электронной форме, не обязывает кого-либо проводить такую идентификацию при подведении итогов общественного обсуждения.

Пункт 8

Согласно п. 8 Положения № 109 «Извещение о проведении общественного обсуждения в обязательном порядке размещается его организатором… в средствах массовой информации». В Республике Беларусь имеется большое количество «средств массовой информации». Таким образом, извещение может быть размещено в любом из них, что не способствует надлежащему информированию потенциальных участников общественного обсуждения о предстоящем общественном обсуждении.

Пункт 9

1. Согласно абз. 3 п. 9 Положения № 109      извещение о проведении общественного обсуждения должно содержать информацию «о земельном участке, на котором планируется реализация проекта». Какие именно сведения должна содержать информация «о земельном участке, на котором планируется реализация проекта»? Сведениями о земельном участке, которые могут затрагивать права и законные интересы участников общественного обсуждения, являются его местонахождение и размер (площадь).

2. Согласно абз. 7 п. 9 Положения № 109 извещение о проведении общественного обсуждения должно содержать информацию «об условиях доступа к материалам проекта». Кто и в соответствии с какими критериями должен определять указанные «условия доступа»?

Пункт 11

1. Согласно ч. 2 п. 11 Положения № 109 «В состав экспозиции (выставки) и (или) презентации проекта, выносимого на общественное обсуждение, включаются графические и текстовые материалы в доступной для восприятия и обсуждения форме с основными технико-экономическими показателями по проекту, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с законодательством к государственным секретам.». В каком именно составе «графические и текстовые материалы в доступной для восприятия и обсуждения форме» должны включатся в состав экспозиции (выставки) и (или) презентации проекта, выносимого на общественное обсуждение? Кто это определяет?

2. Представление материалов участникам общественного обсуждения осуществляется путем «экспозиции (выставки) проекта и при необходимости презентации проекта». Возникает вопрос: почему для представления материалов не используются возможности сети Интернет, в частности, официальный сайт местного исполнительного и распорядительного органа? Такая форма размещения материалов значительно облегчает доступ участников общественного обсуждения к ним по сравнению с традиционными формами (экспозиция). Упоминаемая в ч. 1 п. 11 Положения № 109 «презентация проекта» во многом сходна с предлагаемой формой представления материалов, однако «презентация проекта» согласно ч. 1 п. 11 Положения № 109 проводится организатором только «при необходимости», а не во всех случаях.

Заслуживает внимания зарубежных опыт регулирования доступа граждан к информации, содержащейся в градостроительной документации, в том числе и в проектах указанной документации.

В соответствии с требованиями п.п. 7 и 9 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) уполномоченные федеральный орган исполнительной власти и органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают доступ к документам территориального планирования Российской Федерации и материалам по обоснованию таких проектов в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП). Согласно п. 2 ст. 57.1  ГрК РФ посредством ФГИС ТП с использованием официального сайта в сети «Интернет» должен обеспечиваться доступ физических и юридических лиц к определенной информации, в том числе:

- проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов;

- документы территориального планирования;

- правила землепользования и застройки;

- цифровые топографические карты, не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне.

Порядок ведения ФГИС ТП определен Правилами ведения Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования» (далее – Правила). Согласно п. 5 Правил  ФГИС ТП состоит из открытой и закрытой частей. В закрытой части размещается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. В открытой части размещается общедоступная информация. Доступ к информации осуществляется через портал федеральной информационной системы на безвозмездной основе (п. 12 Правил).

Согласно требованиям п. 3 ст. 57.1 ГрК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают доступ в ФГИС ТП к указанной в п. 2 ст. 57.1 ГрК РФ информации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе по запросам заинтересованных лиц определен Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» (далее – Положение). Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы, в котором указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки (п. 13 Положения). Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах (п. 16 Положения).

Таким образом, в Российской Федерации физическим лицам путем использования информационных сетей (в том числе сети Интернет) обеспечивается полный доступ к информации, содержащейся в проектах документов территориального планирования, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне.

Пункт 14

Пункт 14 Положения № 109 не содержит требований к замечаниям и (или) предложениям участников общественного обсуждения, порядку их подачи и регистрации, что создает проблемы на практике.

Согласно абз. 9 п. 8 Положения № 109 извещение о проведении общественного обсуждения должно содержать информацию «о сроке подачи участниками общественного обсуждения замечаний и (или) предложений, формах и методах их представления». При этом методы представления замечаний и (или) предложений законодательством Республики Беларусь не определены. На практике применяются следующие методы:

а) журнал, размещаемый в месте размещения экспозиции, при этом какие-либо требования к его содержанию и порядку ведения законодательство не содержит.

б) «урна для голосования», куда участники общественного обсуждения могут опускать «бюллетени». При этом какие-либо требования к содержанию «бюллетеней» законодательство не содержит.

При использовании вышеуказанных методов представления замечаний и (или) предложений требуется расходование средств (в т.ч. и бюджетных) на изготовление журналов и «урн для голосования». На практике экспозиции с материалами по проектам размещаются в общественных зданиях и помещениях, при этом какая-либо охрана журналов и «урн для голосования» не предусматривается.

в) замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения в письменной либо электронной форме направляются непосредственно организатору общественного обсуждения. Какие-либо требования к содержанию, порядку направления и регистрации подобных замечаний и (или) предложений законодательством не установлены.

г) обращения, в т.ч. и коллективные, направляемые участниками общественного обсуждения в соответствии с законодательством об обращениях. При этом в ст.ст. 10, 12 и 13 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращении граждан и юридических лиц» содержатся требования к обращениям, порядок подачи и регистрации обращений граждан и юридических лиц.

Очевидно, что два последних метода представления замечаний и (или) предложений имеют явные преимущества перед двумя первыми методами.

Пункт 17

Согласно п. 17 Положения № 109 «Информация об утвержденном проекте размещается на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет сроком на три месяца». Что именно понимается под «информация об утвержденном проекте»? Каков состав сведений об утвержденном проекте, который необходимо разместить?

Заслуживает внимания зарубежных опыт регулирования доступа граждан к информации, содержащейся в утвержденной градостроительной документации.

Как указывалось выше, в Российской Федерации физическим лицам путем использования информационных сетей (в том числе сети Интернет) обеспечивается полный доступ к информации, содержащейся в документах территориального планирования, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне.

Принцип доступности утвержденной градостроительной документации еще в более широкой форме закреплен в ст.ст. 17 и 19 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Так, согласно п. 11 ст. 17 указанного Закона после утверждения генерального плана населенного пункта «Общая доступность материалов генерального плана населенного пункта обеспечивается путем его размещения на веб-сайте органа местного самоуправления и в местных периодических печатных средствах массовой информации, а также в общедоступном месте в помещении такого органа, кроме части, которая представляет государственную тайну и принадлежит к информации с ограниченным доступом согласно законодательству. Указанная часть может включаться в состав генерального плана населённого пункта как отдельный раздел». Согласно п. 7 ст. 19 указанного Закона: «Общая доступность материалов детального плана территории обеспечивается путем его размещения на веб-сайте органа местного самоуправления, в местных печатных средствах массовой информации, а также в общедоступном месте в помещении такого органа, кроме части, которая принадлежит к информации с ограниченным доступом согласно законодательству. Указанная часть может включаться в состав детального плана территории как отдельный раздел. Исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета обеспечивает обнародование детального плана территории на протяжении 10 дней со дня его утверждения». 

Таким образом, в Российской Федерации утвержденная градостроительная документация является общедоступной, а в Украине – дополнительно подлежит обнародованию в установленный срок.

Пункт 19

В п. 19 Положения № 109 предусмотрено общественное обсуждение и дальнейшая реализация «архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов)». Между тем, согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»: «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности».

Пункт 20

1. В п. 20 Положения № 109 содержатся избыточные требования к составу информации, которая должна содержатся в извещении о проведении общественного обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения: а) о целях проекта и основных решениях по нему с иллюстративными материалами; б) о регламентах использования застройки территории. Наличие избыточной информации в извещении приводит к необоснованному расходованию средств (в т.ч. и бюджетных) при размещении извещений в средствах массовой информации. Выполнение требований п. 20 Положения № 109 при размещении извещений «на досках объявлений у подъездов жилых домов» как того в обязательном порядке требует п. 8 Положения № 109 вообще трудновыполнимо, т.к. размер такого «извещения» сопоставим либо даже превосходит размер «досок объявлений у подъездов жилых домов».

2. В п. 20 Положения № 109 содержится требование о том, что извещение о проведении общественного обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения должно содержать сведения «о регламентах использования застройки территории». При этом термин «регламенты использования застройки территории» не определен законодательством. В абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» имеется следующее определение: «градостроительный регламент (регламент градостроительного развития и использования территорий) – установленные градостроительной документацией и (или) зарегистрированные в градостроительном кадастре требования к застройке и использованию территорий».

Пункт 21

Как указывалось выше, требования к замечаниям и (или) предложениям участников общественного обсуждения, порядку их подачи и регистрации, не определены.

Пункт 22

Согласно п. 22 Положения № 109 «По итогам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения архитектурно-градостроительным советом составляется протокол общественного обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения в трех экземплярах». При этом требования к содержанию данного протокола не определены, в отличие от протокола общественного обсуждения в форме работы комиссии, содержание которого определено в п. 28 Положения № 109.

Пункт 24

В п. 24 Положения № 109 содержатся избыточные требования к составу информации, которая должна содержатся в извещении о проведении общественного обсуждения в форме работы комиссии: а) о целях и задачах проекта, экономической и социальной необходимости его реализации с иллюстративными материалами б) о технико-экономических и эксплуатационных показателях объекта. Наличие избыточной информации в извещении приводит к необоснованному расходованию средств (в т.ч. и бюджетных) при размещении извещений в средствах массовой информации. Выполнение требований п. 24 Положения № 109 при размещении извещений «на досках объявлений у подъездов жилых домов» как того в обязательном порядке требует п. 8 Положения № 109 вообще трудновыполнимо, т.к. размер такого «извещения» сопоставим либо даже превосходит размер «досок объявлений у подъездов жилых домов».

Пункт 25

1. В ч. 2 п. 25 Положения № 109 сказано: «В случае внесения инициативной группой физических лиц, проживающих на территории в пределах границ прилегающего микрорайона, квартала или группы кварталов жилой застройки, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на такой территории…». При этом «инициативная группа…» не является участником общественного обсуждения, термин «инициативная группа…» не определен в п. 3 Положения № 109, а термин «инициативная группа» вообще не встречается в законодательстве Республики Беларусь. Соответственно, не установлены какие-либо требования к такому субъекту как «инициативная группа…» (количественный состав, необходимость, порядок и сроки ее регистрации и т.п.).

2. В ч. 3 п. 25 Положения № 109 сказано: «Организатором общественного обсуждения регистрируются и направляются для рассмотрения в созданную им комиссию замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения, поступившие в письменной или электронной форме». Как указывалось выше, требования к замечаниям и (или) предложениям участников общественного обсуждения, порядку их подачи и регистрации, не определены.

Глава 4 (пп. 30-33)

В главе 4 «Профессиональная независимая экспертиза» Положения № 109 не определены:

а) организатор профессиональной независимой экспертизы;

б) субъекты профессиональной независимой экспертизы;

в) порядок организации и проведения профессиональной независимой экспертизы и оформления ее результатов, в том числе:

- порядок и сроки предоставления документации заказчиком инициаторам либо организатору для проведения экспертизы, ее состав;

- права инициаторов, организаторов и специалистов, а также обязанности заказчика в процессе проведения экспертизы;

- срок проведения экспертизы.

- порядок оформления результатов экспертизы.

Повторное общественное обсуждение

Положение № 109 не предусматривает возможность и необходимость проведения повторного общественного обсуждения в связи с нарушением установленного порядка проведения общественного обсуждения организатором и(или) заказчиком. В этой связи заслуживают внимание нормы ст. 10 «Претензии по нарушению порядка проведения официального общественного обсуждения» Модельного закона для стран СНГ «Об участии общественности в принятии решений по вопросам градостроительного развития и качества городской среды», утвержденного Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ 13.06.2000 г. № 15-7, которыми установлены основания для проведения повторного общественного обсуждения.


Категория: Мои статьи | Добавил: yplotn (08.11.2012) | Автор: GRADO
Просмотров: 5061 | Теги: уплотнение застройки, общественное обсуждение | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024