Пятница, 28.07.2017
Уплотнение застройки
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ СРЕДУ ОБИТАНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

АНАЛИЗ

законодательства, регламентирующего реализацию права физических и юридических лиц на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности


По состоянию на 1 июня 2013 г.

 

1. Право на достоверную, полную и своевременную информацию о предполагаемых изменениях среды обитания

Государственные органы и должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомится с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (ч. 2 ст. 34 Конституции).

В п. 1 ст. 4 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) закреплено право физических лиц на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами.

В ст. 4 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, заключенной в г. Орхусе 25.06.1998 г. (далее – Орхусская конвенция) детально регламентируются порядок и условия доступа к экологической информации.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона «Государственные органы, юридические лица, должностные лица обязаны предоставить физическому лицу возможность ознакомиться с информацией по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Однако, в данной норме не указаны:

- конкретные субъекты, которые обязаны «предоставить физическому лицу возможность ознакомиться с информацией»;

- основания и порядок предоставления информации,

- состав и объем предоставляемой информации.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона «Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, органы государственного строительного надзора осуществляют информирование физических и юридических лиц об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности … путем обеспечения регламентируемого доступа к данным градостроительного кадастра, разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам...». При этом нормативные правовые акты, регламентирующие доступ к указанным документам отсутствуют, что затрудняет доступ к ним физических и юридических лиц.

Также не определено, в каком объеме физические лица могут знакомиться с указанными документами. На практике сотрудники государственных органов нередко считают, что физические лица могут знакомиться только с «общедоступными сведениями» данных документов. Однако, данные документы не выделяют в своем составе  «общедоступную часть». Более того, согласно п. 14 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 (далее – Положение), в состав экспозиции выносимых на общественное обсуждение градостроительных проектов включаются графические и текстовые материалы обосновывающей и утверждаемой частей градостроительных проектов, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с законодательством к государственным секретам. Соответственно, после утверждения градостроительного проекта должен быть обеспечен доступ физических лиц к нему в полном объеме, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с законодательством к государственным секретам.

2. Конфиденциальная информация

Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений (п. 3 ст. 4 Закона). Порядок проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности установлен Положением. В большинстве случаев на общественное обсуждение выносится «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства – эскиз, обеспечивающий наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественно-эстетических качествах объекта строительства с указанием основных технико-экономических показателей» (п. 4 Положения). Соответственно, в состав экспозиции выносимых на общественное обсуждение архитектурно-планировочных концепций объектов строительства входят графические и текстовые материалы в составе эскиза с основными технико-экономическими показателями объекта строительства (п. 14 Положения).

Таким образом, на общественное обсуждение выносится не проектная документация объекта строительства, а «эскиз» с определенными неизвестно кем в качестве «основных» технико-экономическими показателями объекта строительства. А после разработки проектной документации объекта строительства гражданам не гарантируется возможность ознакомится с ней. Государственные органы (с которыми согласовывалась проектная документация), заказчики и проектировщики нередко отказывают в предоставлении возможности ознакомится с проектной документацией и в предоставлении запрашиваемой информации по ней, обосновывая отказ тем, что «проектная документация является объектом права интеллектуальной собственности», «содержит сведения, составляющие коммерческую, служебную, иную тайну».

В итоге затрудняется реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания путем их участия в градостроительном планировании развития территорий, а также осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 2 ст. 4 Закона).

Между тем, п. 6 ст. 4 Орхусской конвенции обязывает государственные органы  предоставлять запрашиваемую экологическую информацию, часть которой не подлежит раскрытию, в случаях, когда возможно отделение «конфиденциальной информации от остальной информации без ущерба для конфиденциальности информации, не подлежащей раскрытию».

Согласно ст. 6 Закона «О коммерческой тайне» коммерческую тайну не могут составлять сведения, определенные законодательными актами. В п. 4 ст. 4 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» такие сведения, относящиеся к  вопросам, затрагивающим права и законные интересы физических лиц при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, не определены.

«В случаях, порядке и пределах, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, доступ к коммерческой тайне предоставляется по требованию… иных лиц, определенных законодательными актами (ч. 2 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне»). Однако, в п. 4 ст. 4 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» возможность доступа к коммерческой тайне по требованию физических лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, отсутствует

3. Реализация права физических и юридических лиц на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Согласно п. 2 ст. 4 Закона реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в:

градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов;

осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

иных мероприятиях в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В п. 7 ст. 4 Закона предусмотрено право физических и юридических лиц «вносить предложения, участвовать в обсуждении и принятии решений» только в области градостроительной деятельности. Это ограничивает реализацию права физических лиц на благоприятную среду обитания путем их участие в осуществлении архитектурной и строительной деятельности (п. 2 ст. 4 Закона).

4. Профессиональная независимая экспертиза градостроительной и проектной документации

Согласно п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 32 Закона градостроительная и проектная документация (градостроительные проекты всех уровней, обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы) подлежит государственной экспертизе, осуществляемой в случаях и порядке, установленным Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476.

Однако, в п. 7 ст. 4 Закона предусмотрено право физических и юридических лиц проводить профессиональные независимые экспертизы только градостроительной документации. А в п. 20 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности  указывается два возможных объекта профессиональной независимой экспертизы: градостроительная документация («градостроительный проект») и такой вид проектной документации как «архитектурный проект застройки территории населенного пункта». При этом возможность проведения профессиональной независимой экспертизы иных видов проектной документации (обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы) законодательством Республики Беларусь не предусмотрена.

Порядок проведения профессиональных независимых экспертиз законодательством Республики Беларусь не установлен. Соответственно, проведение указанных экспертиз на практике не представляется возможным.

Справочно: порядок проведения общественной экологической экспертизы регламентирован Положением о порядке проведения общественной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2010 № 1592.

 5. Права физических и юридических лиц при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с нарушениями законодательства

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами, имеют право:

требовать в установленном законодательными актами порядке ограничения, приостановления или прекращения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляемой с нарушениями законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;

обжаловать в административном и (или) судебном порядке заключения государственной экспертизы по градостроительным проектам, обоснованиям инвестирования в строительство, архитектурным, строительным проектам, выделяемым в них этапам работ, очередям строительства, пусковым комплексам и сметам (сметной документации);

предъявлять в суд иски о возмещении убытков и (или) вреда;

требовать привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Очевидно, что указанные в п. 1 ст. 2 Закона права еще более актуальны именно для физических и юридических лиц, т.к. они обеспечивают реализацию  права физических и юридических лиц на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Но по каким-то причинам данные права не указаны в ст. 4 Закона.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: yplotn (13.06.2013) | Автор: GRADO
Просмотров: 1295 | Теги: права, Уплотнение | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2017